Международная торговля услугами. Часть 4

Категория: Товары и услуги

Регулирование международной торговли услугами

Будучи крайне разнообразными как по форме, так и по содержанию, услуги, естественно, не образуют единого рынка, характерного наличием общих черт. Тем не менее, можно говорить о важнейших тенденциях, внесших качественно новые моменты в развитие этого рынка.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в связи с появлением на этом рынке ТНК, которые смогли поставить себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Это привело к взрывообразному росту сферы международных услуг, которые стали составным элементом внутрипроизводственной деятельности фирмы. Все более распространенным оказывается разрыв производственной цепочки, когда она расчленяется по отдельным странам, в то время как информационно–техническое обеспечение этого процесса сосредотачивается в стране базирования. В этом случае внутрифирменная передача информации, технологии, финансов выступает в форме межгосударственной продажи услуг.

Появление ТНК привело к размыванию границ между отдельными видами услуг. Банки, например, стали выпускать кредитные карточки, выполнять функции транспортных агентств.

Действуя в наиболее наукоемких отраслях, ТНК расширяют продажу новейших видов наукоемкой продукции, значительную часть стоимости которой составляют услуги. Так, компьютеры продаются вместе с программным обеспечением к ним, а производитель бытовой электроники гарантирует покупателю фирменное обслуживание своей техники, которое доступно в любой точке земного шара.

Превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной международной деятельности ТНК поставило на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специализированных организаций.

Специализированные межправительственные организации, как, например, ИКАО – Организация международной гражданской авиации, ВТО – Всемирная туристическая организация, ИМО – международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей. Например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных сооружений.

В 1986 году на совещании в г. Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и проводились параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего название ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами), состоящее из трех частей. Оно включало, во–первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было подписание Соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и, прежде всего Франции, беспокоившейся за сохранение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

Международная торговля инженерно–техническими услугами

Стремительный рост международных операций по торговле инженерно–техническими услугами выделил их в самостоятельный вид международных коммерческих операций, что привело к образованию и развитию международного рынка инжиниринговых услуг.

Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строительстве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог, мостов, портов аэродромов, систем водо– и энергоснабжения, работ по мелиорации и т.д. Позже инженерно–консультационные услуги стали предоставляться также и в области промышленности

Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промышленно развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе различных правительственных программ. Такая помощь тесно увязывалась с оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами.

Как самостоятельный вид международных коммерческих операций инжиниринг (англ. Engineering – изобретательность, знание) представляет собой инженерно–консультационные услуги по созданию предприятий и объектов.

Инжиниринг является определенной формой экспорта услуг (передачи знаний, технологии и опыта) из страны производителя в страну заказчика. Он охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке технико–экономического обоснования, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции.

Таким образом, международный инжинирингпредставляет собой разного рода деятельность по предоставлению услуг производственного, коммерческого и научно–технического характера. Предметом сделки может быть либо весь комплекс услуг, связанных с проектированием и строительством, либо одно или несколько звеньев из этого комплекса.

Всю совокупность услуг инжиниринга можно разделить на две группы:

  1. услуги, связанные с подготовкой производственного процесса;
  2. услуги по обеспечению нормального хода процесса производства и реализации продукции, т.е., рентабельного производства.

Кроме того, к инжиниринговым услугам относят деятельность, связанную с оптимизацией процессов эксплуатации, управления предприятием и реализацией его продукции.

В состав первой группы входят предпроектные услуги, проектные, послепроектные, специальные услуги. Предпроектные услуги включают изучение рынка, осуществление полевых исследований, разведку ископаемых, застройку регионов и т.п.

Проектные услуги включают базисный и детальный инжиниринг. Базисный инжиниринг– это подготовка предварительных исследований и проектов, генерального плана, оценка стоимости проекта и т.п. Детальный инжиниринг– это представление предложений по окончательному проекту, подготовка рабочих чертежей, технической документации и т.п.

Послепроектные услугивключают в себя услуги по подготовке контракта, организации торгов, ведению проекта, надзору и инспекции за осуществлением работ, проведению приемных испытаний, подготовке персонала и условий для сбыта продукции.

Специальные услуги– это услуги, обусловленные конкретными проблемами создания данного объекта (экономические исследования, юридические процедуры и т.п.).

Ссылки на статьи