Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Часть 3

Виды, структура и содержание международных лицензионных соглашений

Если патентовладелец (лицензиар) сохраняет за собой право собственности на изобретение и лишь разрешает лицензиату (пользователю патентом) на определенное время за установленное вознаграждение использовать права, вытекающие из патента, то речь идет о продаже лицензии на основе лицензионного соглашенияилидоговора.

На основании лицензионных соглашений могут продаваться и объекты промышленной собственности, не защищенные охранным документом.

В соответствии со статьей 985 ГК Республики Беларусь по лицензионному договору сторона, обладающая исключительным правом на использование результата интеллектуальной деятельности или на средства индивидуализации (лицензиар), предоставляет другой стороне (лицензиату) разрешение использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.

Лицензионный договор предполагается возмездным. Он может предусматривать предоставление лицензиату:

  1. права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования и права выдачи лицензии другим лицам (простая, неисключительная лицензия);
  2. права использования объекта интеллектуальной собственности с сохранением за лицензиаром права его использования в части, непередаваемой лицензиату, но без права выдачи лицензии другим лицам (исключительная лицензия);
  3. других видов лицензий, допускаемых законодательством.

Примерная структура и краткое содержание лицензионного соглашения:

  1. Стороны соглашения.
  2. Преамбула (№ и дата выдачи патента, право собственности и т.д.).
  3. Предмет соглашения (запатентованное изобретение, технологический процесс), технические знания и опыт, товарный знак и т.д.).
  4. Вид лицензии (исключительная, неисключительная, полная и т.д.).
  5. Платежи.
  6. Обязанности лицензиара и лицензиата.
  7. Срок действия лицензии.
  8. Условия прекращения действия соглашения.
  9. Юридические адреса и подписи сторон.

Франшиза и ее виды

Франчайзинг (англ. Franchise – привилегия, право) – система передачи или продажи лицензий на технологию и товарный знак.

Франчайзерэто компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу–хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый – брэнднэйм). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес–концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу

Франчайзиэто человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу–хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене, и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес–системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Международная ассоциация франчайзинга IFA (International Franchise Association) определяет франчайзинг, как продолжающиеся отношения, при которых франчайзер передает исключительные права, основанные на лицензионном соглашении, заниматься предпринимательской деятельностью, оказывать помощь в обучении, маркетинге, управлении в обмен на финансовую компенсацию от франчайзи.

Сущность франчайзинга заключена в том, что фирма (франчайзер), имеющая высокий имидж на рынке, передает на определенных условиях неизвестной потребителям фирме (франчайзи) право, т.е. лицензию (франшиза) на деятельность по своей технологии и под своим товарным знаком и получает на это определенную компенсацию (доход).

Таким образом, франчайзер – это лицензиар франчайза, который как бы представляет собой головную фирму (т.е. материнскую компанию) системы франчайзинга, а франчайзи – это лицензиат франчайза. В отечественной литературе франчайзи фигурирует еще и под термином «франчайзиат».

Франшизаэто полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная ассоциация франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга: бухгалтерский учет, авторемонтные услуги, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлеченияя, прокат специального оборудования и туристические агентства и т.д.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем, чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Можно разными способами получить разрешение, чтобы стать франчайзи, наиболее распространенными способами являются:

Прямой франчайзинг. Франчайзер продает франшизу напрямую местному предпринимателю (франчайзи). Это самый лучший способ, чтобы обеспечить хорошую взаимосвязь между франчайзором и франчайзи. В случае с международным франчайзингом, где географическое расстояние между франчайзором и франчайзи велико, недостатком такого метода может быть отсутствие поддержки на местном уровне и меньшее внимания к местным особенностям. Многие мелкие франчайзеры не прибегают к такой форме франчайзинга, потому что уходит много времени и усилий на поддержку таких франчайзи. Крупные франчайзеры используют такую систему с целью исследования рынка и условий ведения бизнеса в данной стране;

Мастер франшиза. Отношения по мастерской франшизе возникают, когда международный франчайзер продает исключительные права на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владелец мастерской лицензии. Таки образом, франчайзи становится франчайзером в данной стране, продавая и предлагая франшизы другим предпринимателям и собирая с них сервисную плату (роялти). Это часто происходит, когда существует очевидный спрос на франшизу. В таком случае франчайзер не беспокоится о том, будет его бизнес развиваться успешно или нет. Вместо этого франчайзор ищет хорошо обеспеченного местного предпринимателя, обладающего организацией, которая позволит ему сделать систем у франчайзора успешно работающей концепцией на территории всей страны.

Ссылки на статьи