Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности. Часть 2

Можно выделить следующие виды передаваемых технологий:

1. Знания и опыт, воплощенные в форму объектов промышленной собственности, охраняемых законом (изобретения, полезные модели, промышленные образцы и т.д.).

Критериями охраноспособности (патентоспособности) изобретения обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость.

В современных условиях практически все изобретения патентуются, поэтому все новые товары, выпускаемые на рынок, запатентованы. Патент на изобретениеэто свидетельство, выдаваемое компетентным органом изобретателю или его правопреемнику и удостоверяющее наличие у владельца монопольного права на использование этого изобретения. Патент дает владельцу титул собственности на изобретение, который обычно подкрепляется регистрацией товарного знака и промышленного образца. Срок обладания патентом определяется законодательством каждой страны и составляет в среднем 15–20 лет (в России и Республике Беларусь – 20 лет), однако реальный срок действия патента, как правило, 6–9 лет.

Согласно патентному законодательству патент действует только на территории той страны, где он выдан. Поэтому для обеспечения патентной защиты изобретения в других странах необходимо запатентовать там данное изобретение. Если импортные товары не обладают патентной чистотой, то их ввоз обычно запрещается (средство протекционизма).

Полезные модели иногда называют «малыми изобретениями», защищаются не во всех странах и критериев патентоспособности у них два – новизна и промышленная применимость. К полезным моделям относится конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Свидетельство на полезную модель выдается на 5 лет с возможным продлением на 3 года.

К промышленным образцамобычно относятся художественные или художественно–конструкторские решения изделия, определяющие его внешний вид (эстетическое оформление промышленных изделий). Промышленному образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Свидетельство на промышленный образец выдается на 10 лет с возможным продлением на 5 лет.

Товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования. Под ними обычно понимаются обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних лиц (юридических и физических) от однородных товаров и услуг других лиц. Товарные знаки служат, прежде всего. Рекламным и престижным целям. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы в государственных органах регистрации словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения (звуковые, световые, цветовые и т.д.) или их комбинации.

Если патентовладелец за определенное вознаграждение передает полностью собственность на изобретение другому лицу, т.е. передает все вытекающие из патента права на использование изобретения, речь идет о продаже патента на основе патентного соглашения. В этом случае происходит продажа изобретения как товара. К продаже патентов прибегают, как правило, малые и средние фирмы, изобретатели–одиночки, которые не имеют достаточных финансовых возможностей для самостоятельного использования изобретения.

2. Объекты промышленной собственности, не защищенные охранными документами и не опубликованные полностью или частично. Они представляют собой знания и опыт научно–технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или иного характера и объединяются понятием «ноу–хау» («знаю, как делать»).

Законодательство многих развитых стран мира определяет «ноу–хау» как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства.

В зависимости от содержания «ноу–хау» может быть конструкторское, технологическое, производственное, управленческое, коммерческое, финансовое.

Характерные черты «ноу–хау»:

«Ноу–хау» предоставляется либо в форме документации (чертежей, схем, руководства, инструкций, спецификаций), либо в форме непосредственного производственного опыта специалистов путем обмена специалистами, которые владеют и способны применить опыт в определенной области.

Своеобразной формой передачи технологии в «чистом» виде является экспорт методов управления и организации (управленческий консалтинг). Развитие таких отношений связано с возрастанием роли управленческого фактора в обеспечении эффективности современного производства. Функции, выполняемые компанией, являющейся носителем передовых методов управления и организации, могут включать управление производством, в том числе ответственность за технический и инженерный аспекты производства, управление кадрами, обучение местной рабочей силы, покупку техники и сырья, маркетинг и финансовое управление, в том числе договоры по заемным операциям.

С точки зрения фирмы–реципиента, контракты на управление устраняют потребность в прямых инвестициях как средстве, обязательном для получения управленческой помощи со стороны фирмы, предоставляющей управленческие услуги. Такие контракты помогают избежать риска утраты капитала, когда прибыль на инвестиции невысока, а капитальные затраты достаточно велики. Контракт на оказание управленческих услуг может оказаться весьма полезным для поставщика управленческих технологий, через лоббирование «своих» товаров и услуг, собственных «ноу–хау», предлагаемых помимо управленческой деятельности.

Ссылки на статьи