парламенту, монарха, власти, правительство, монархия

Формы правления в зарубежных странах. Часть 2

Категория: Международная арена

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызревают зачатки индустриального. Характеризуется она тем, что

однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы

в руках монарха сосредотачивается вся полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать

роспуска парламента. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться

для этого правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридически, хотя политически, морально-этически, религиозные и иные могут

как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором

присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют. Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их какими-то правами и не отобрал эти

преобладание все же остается за монархом и его окружением. Парламентарная монархия. Эта форма правления существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от

права. В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная редкость) . В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства могут

аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым

сегодня иметь даже октроированные "конституции", однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова, поскольку не ограничивают власть монарха.

условиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Канада, Австралия и др.) . Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при признании принципа верховенства

Такой "конституцией" была, например, Временная конституция Катара 1970 г. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами, что еще

парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим. Верховенство парламента выражается в том, что правительство,

более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы

которое обычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (или его нижней палаты) , а монарх, следовательно, вынужден назначать главой правительства

престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) , может заставить монарха отречься от престола. Для абсолютной монархии характерен авторитарный

лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагающей. Монарх при данной форме правления

политический режим, а государственный режим именуется абсолютизмом. Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Здесь

"царствует, но не правит". Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не пользуется, либо

мы наблюдаем уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть

осуществляет это право по указанию правительства. Как правило, он лишен возможности действовать самостоятельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются

принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху,

правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридической силы. Тем самым глава правительства или министр

который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.

принимают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх не ответственен (в Великобритании это выражается принципом "Король не может быть

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вета, то есть без его

неправ"). Главный отличительный признак парламентарной монархии политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность.

утверждения закон в силу не вступит. Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать

Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии, правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом.

парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь

Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить новые выборы, с тем,

в 1989-м. Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать

чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинство

на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может,

из его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи