богатстве, Посошков, народу, царственное, необходимо

Посошков - жизнь и творчество. Часть 3

Категория: Международная арена

Посошков предлагал совсем иное. Состав его собора представлял все "чины" и выражал в законах волю всех сословий государства. Более того, принимая

"излишество", "множество", а также "достаток", "довольство", "богатство". А "богатство" означает

окончательное решение, царю по существу предлагалось учитывать "раны народа". Таким образом, Посошков значительно расширял социальную базу российского

"множество", "обилие", "изобилие", "избыток" и "излишество". Можно предложить множество "смысловатых

абсолютизма. Это означало, что Петр I должен был провести такие мероприятия, которые привели бы к радикальному изменению в расстановке сословно-классовых сил в обществе,

пар" неоднозначного понятия "изобильное богатство". Но они будут начисто лишены какого-либо смысла вне контекста сочинения и той сложной системы

а в конечном счете изменили бы черты политической системы. Анализ текста "Книги о скудости и богатстве" позволяет заметить много интересного. Так в ней нет ни

понятий, которая у Посошкова связана со словом "богатство". Один из оттенков понятия "изобильное богатство" - "множество богатства".

слова об обогащении господствующего сословия дворян. А в стремлении многих сословий общества к торговой деятельности Посошков видел высокий социальный статус купечества в

Не случайно в книге Посошкова фигурирует целый ряд разнообразных категорий: "царственное богатство", "всенародное богатство", "крестьянское

российском государстве. "Нет на свете такого чина коему купецкий человек не потребен был", — замечал мыслитель. Посошков — сторонник жесткой сословной

богатство". Однако все эти термины лишь производные понятия "изобильное богатство". Сразу во введении Посошков высказывает Петру I свое мнение о

иерархии общества. "Чин", по Посошкову, должен соответствовать характеру основной деятельности человека, а не просто принадлежать ему: "как жить, так и

"собрании казны" и сообщает царю основные принципы своей экономической стратегии. Но вдруг мыслитель как бы оговаривается: "Паче вещественнаго богатства

надлежит слыть". Поэтому людям других сословий он советовал "записатца в купечество и промышлять уже прямым лицом, а не пролазом". Особенно одобрительно

надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде". Впервые в истории русской экономической мысли Посошков делает попытку

он относился к предпринимательской деятельности зажиточных крестьян. Посошков выступал как активный противник "главной затеи" абсолютизма в 20-е годы XVIII

классифицировать богатства, выделяя два больших подразделения. Но есть точка зрения, что идея о невещественном богатстве является результатом религиозности Посошкова,

века — введения поголовщины. В отечественной литературе более ста лет дебатируется вопрос: был ли Посошков противником крепостного права? Наперекор высочайшим

идеалистического характера его мировоззрения. Однако Посошков в своей книге часто говорит лишь о божественности "правды", выраженной в книге. Не случайно

обстоятельствам Посошков осмелился критиковать новый крепостнический институт — подушное обложение. Посошков достаточно ясно выразил чисто буржуазные идеи равенства всех

Посошков пишет царю, что необходимо заботиться "о снискании правды, егда правда в нас утвердится и твердо вкоренится, то не можно царству нашему российскому не

сословий как перед государством, так и перед законом. Новая политическая система абсолютистского государства, предлагаемая Посошковым, когда люди "между собою

обогатитися и славою не возвыситися". Посошков пытается доказать Петру I, насколько важен поиск рациональных идей, необходимых для обновления общества. А когда эта

любовно имут жить" и "любовь принудит друг друга в нуждах помогати" нашла у русского мыслителя оригинальное экономическое обоснование. Учение о

"правда" "невещественное богатство" - найдена, крайне важно, чтобы ее поняли. Посошков как бы подводит Петра I к мысли, что "Книга о

богатстве. Разговор о богатстве - основном понятии Посошкова - начинается уже с названия книги. Богатству он противопоставляет скудость населения - его бедность, нужду,

скудости и богатстве" есть не что иное, как "невещественное богатство" в руках реформатора и им необходимо воспользоваться. Посошков указывал царю и на

нищету, недостаток, убожество. Однако Посошкова интересовала не столько бедность определенной части населения, сколько его возможности выйти из этого состояния. Ведь

другие формы "невещественного богатства". Большое значение он придавал духовной культуре населения. Русскому народу "надобно не парчами себя украшать,

согласно подзаголовку его книга "есть изъявление, отчесого приключается напрасная скудость и отчесо богобзовитое богатство умножается". Понятие

но надлежит добрым нравом и школьным учение... ". Один из основных тезисов учения Посошкова о богатстве заключается в следующем: "все, что есть в народе

"изобильное богатство" - центральная категория трактата Посошкова. От нее расходятся и к ней приходят все его основные экономические идеи. Прежде всего

богатства - богатство царственное, подобне и оскудение народное - оскудение царственное". Это положение в определенной мере признавал и Петр I, но в практической

обращает на себя внимание определенная нерациональность, тавтологичность термина "изобильное богатство". Слово "изобилие" - это

политике он и его сподвижники исходили все же из примата "царственного богатства". Это в конечном итоге и привело к введению разорительной для народа

"обилие",

"поголовщины".

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи