больше, который, обществе, выводы, цивилизации

Экономическая теория. Часть 4

Категория: Международная арена

Если конкуренции противопоставляется активное сотрудничество в бескорыстной деятельности на всеобщее благо, тогда даже лучшие формы конкуренции являются относительно

ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть

дурными, а ее самые жестокие и низкие формы попросту омерзительными. В мире, где все люди были бы совершенно добродетельны, конкуренции не было бы места, но то же самое

израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры. Однако

относится и к частной собственности и ко всем формам частного права. Люди думали бы только о своих обязанностях, и никто не стремился бы получить большую, чем у его

побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни

соседей, долю жизненных удобств и роскоши. Крупные производители легко могли бы позволить себе переносить чуточку лишений и, следовательно, желать своим соседям послабее,

позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она

чтобы они, производя меньше, потребляли больше. Испытывая радость от одного этого сознания, они стали бы трудиться на общее благо со всей присущей им энергией,

имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры. Экономическая теория вовсе не утверждает, что люди - эгоисты, или что они чересчур

изобретательностью и исключительной инициативой. И человечество победоносно продвигалось бы вперед и вперед в своей вечной борьбе с природой. Таков этот "золотой

материалистичны, с ограниченным кругозором, интересуются только деньгами и не чувствительны ко всему остальному. Ничего этого не предполагается, когда мы говорим, что

век", который могут предвкушать поэты и мечтатели. Но если трезво подходить к делу, то более чем глупо игнорировать несовершенства, все еще свойственные

люди стремятся к возможно большей чистой пользе. В действительности все зависит от того, как они сами понимают свои интересы. Некоторые испытывают огромное

человеческой натуре. История вообще, история социалистических экспериментов в особенности свидетельствует, что обыкновенные люди редко способны проявлять чисто идеальный

удовлетворение, помогая другим. Есть, к сожалению, и такие - вероятно, их немного - которые получают удовлетворение, вредя своим ближним. Кто-то наслаждается видом

альтруизм в течение сколько-нибудь длительного времени; исключение составляют лишь те случаи, когда неукротимое рвение маленькой группки религиозных фанатиков обращает

цветущих роз. Другие с охотой пустились бы в спекуляцию городской недвижимостью. Но если все люди такие разные, то каким же образом, исходя из одной только предпосылки о

материальные заботы в ничто по сравнению с высшей верой. Несомненно, даже и теперь люди в состоянии гораздо больше совершать бескорыстных деяний, чем они обычно

стремлении каждого удовлетворить свои интересы, экономической теории удается что-то объяснить или предсказать в их поведении? Разве из этой предпосылки следует что-либо

совершают, и величайшая задача экономиста состоит в том, чтобы выявить, каким образом быстрее и наиболее целесообразно привести в действие и использовать на общее благо

помимо того, что люди всегда действуют так, как хотят, в чем бы не состояли их интересы? В действительности люди отнюдь не такие уж разные, как могло бы показаться из

это ценное качество человека. Однако экономист не должен порицать конкуренцию вообще, без всякого анализа; он обязан придерживаться нейтральной позиции в отношении любого

сделанных выше сопоставлений. Всем нам постоянно удается правильно предсказывать поступки совершенно незнакомых людей - без этого нормальная жизнь в обществе просто

ее проявления, пока не убедится в том, что ограничение конкуренции, учитывая реальные свойства человеческой натуры, не окажется на практике более антиобщественным, чем

невозможна. Кроме того, в любом обществе, широко использующем деньги, почти каждый человек предпочитает иметь их побольше, потому что деньги расширяют возможности

сама конкуренция. Можно сделать вывод, что термин "конкуренция" не вполне пригоден для характеристики специфических черт индустриальной жизни современной

достижения собственных интересов (в чем бы они не состояли) . Последнее обстоятельство сильно помогает предсказывать человеческое поведение. Оно также оказывается весьма

эпохи. Необходим термин, который не связан с нравственными свойствами, будь то добрыми или дурными, а отражает тот бесспорный факт, что для торговли и промышленности

полезным и в тех случаях, когда требуется повлиять на поведение других людей. Экономическая теория утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают

нашего времени характерны большая самостоятельность, большая предусмотрительность, более трезвый и свободный выбор решений. Не существует единого термина, строго

возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их

соответствующего данной цели, но выражение свобода производства и предпринимательства, или, короче, экономическая свобода, указывает правильное направление, и его можно

взаимодействия. Это, конечно, очень абстрактное рассуждение. Джон Мейнард Кейнс однажды провозгласил тост за экономистов, которые "делают цивилизацию"

употреблять за неимением лучшего. Разумеется, этот трезвый и свободный вывод заключает в себе возможность некоторого ограничения индивидуальной свободы, когда

возможной". Возможность цивилизации - это очень точно сказано! Эффективное распределение ресурсов увеличивает эту возможность, но еще не гарантирует прогресса

сотрудничество или объединение сулят наилучший путь достижения цели. Экономическая наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в

цивилизации. Хорошо координированное и бесперебойно функционирующее общество дает индивидуумам больше возможностей для выбора, но не гарантирует, что их выбор будет

своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на

правильным. Экономический образ мышления, особенно в условиях демократии, важная предпосылка успешного развития, но не более того. Большинство экономистов признают, что

поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в

применяемые ими понятия и методы иногда искажают изучаемую ими действительность. Они готовы подвергнуть свой анализ и свои выводы суду рациональной критики. Но принять

других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы

какую-либо точку зрения необходимо в любом исследовании, - как в естественных, так и в общественных науках. Если экономический образ мышления иногда ведет к искажениям,

усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового.

неверным акцентам, и даже к явным ошибкам, рациональная критика должна внести необходимые поправки. Такие поправки часто опровергали или модифицировали выводы экономистов

Но при всем этом самым устойчивым стимулом к

прошлого. Вероятно, так будет продолжаться и в будущем.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи