группе, задания, взаимодействия, организации, Задание

Поведение людей. Часть 7

Категория: Международная арена

ОБЗОР ГРУППОВЫХ ПЕРЕМЕННЫХ. Поведение и функционирование людей в группе представляет из себя сложный феномен. Часть этой сложности вытекает из того факта, что группы

ее стремятся как можно скорее вернуть. Личное место. Личное место - то пространство вокруг индивидуума, которое является его собственным, в которое никто другой не имеет

являются открытыми системами. И как открытые системы, они подвергаются воздействию входных переменных, и сами, в свою очередь, оказывают воздействие на выходные

доступа. Люди всячески отражают вторжения в их личное место, испытывая отрицательные чувства к тем, кто такое вторжение предпринимает. Интересным является тот факт, что

переменные. Как видно на схеме, выходные потоки служат входными потоками, которые будут оказывать влияние на функционирование организации в будущем. Таким образом, мы

люди сохраняют между собой дистанцию, пропорционально близости межличностного взаимодействия. Пространственные расположения. То, как располагаются люди в процессе

видим, что и организации и малые группы являются открытыми системами. И в этом смысле организации можно считать системами систем, поскольку малые группы - это маленькие

взаимодействия друг с другом, во многом оказывает влияние на их отношения. Например, люди, стремящиеся к сотрудничеству, садятся обычно рядом, тогда как оппоненты

открытые системы, функционирующие внутри большой системы - организации. Но и индивидуумы, входящие в состав групп, являются открытыми системами, таким образом,

предпочитают сидеть друг напротив друга. Расположение, например, стола в кабинете управляющего также красноречиво свидетельствует о его позиции по отношению к

организации представляют из себя системы систем систем! Существует четкое иерархическое разграничение между этими тремя уровнями систем, и когда мы говорим о входных и

посетителям. Здесь существуют два главных положения: "трон", когда управляющий "отгораживается" своим письменным столом, и положение "стол

выходных потоках системы, мы должны четко оговаривать тот уровень анализа, на котором мы находимся. Формирование групп. Ранее уже говорилось о том, что группы бывают

касается стены", создающее в кабинете более неформальную атмосферу. Задание. Еще одна ситуационная переменная, оказывающая сильное влияние на структуру группы и ее

формальными и неформальными. Формальные группы создаются организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Неформальные группы, напротив

деятельность, это тип задания, которое выполняет группа. Задание - это некоторые требования, предъявляемые к группе, если они удовлетворяются, то задание считается

не создаются организацией. Напротив, они возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи (а иногда и вопреки желанию) организации. Но независимо от формальности

выполненным. Задания различаются по степени взаимодействия между членами группы, требующегося для их выполнения. Ситуация, которая требует тесного взаимодействия,

или неформальности, люди хотят вступать в группы. В связи с этим возникает вопрос, какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить

называется обоюдной взаимозависимостью (reciprocal interdependence) . Гораздо меньшего взаимодействия требует последовательная взаимозависимость (sequential

несколько таких выгод. Во-первых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходимость общественного

interdependence) . Заметим, что при такой ситуации общая производительность группы не превышает производительности самого медленного ее члена. Существуют также задания,

взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения.

вообще не требующие никакого взаимодействия. В таких случаях говорят, что имеет место объединенная взаимозависимость (pooled interdependence) . При таком положении

В-четвертых, находясь в группе легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку. Наконец, мы часто вступаем в группы потому, что об этом нас просит или

увеличение взаимодействия ведет даже к снижению производительности. Типология заданий по Мак-Грату (McGrath) . Задания можно классифицировать не только по уровню

приказывает наш начальник. Развитие групп. Во время периода развития, следующего сразу за образованием группы, ее члены ищут каждый свое место в группе, определяя свое

межличностного взаимодействия, но и по требованиям, предъявляемым к их исполнителям. Такая классификация получила название типологии заданий. Одним из ее разработчиков

положение по отношению к другим, поведенческие установки и пр. Эта стадия играет ключевую роль в позднейшем функционировании группы по двум главным причинам. Во-первых,

был Мак-Грат (1984) . Его типологию можно представить в виде схемы: КВАДРАНТ I: ГЕНЕРИРОВАНИЕ. Генерирование планов. Тип 1 (Пв-Кп) : Задания планирования. Генерирование

она устанавливает стереотипы поведения для последующей жизнедеятельности группы. Во-вторых, этот процесс делает позднейшее взаимодействие гораздо более легким. После

идей. Тип 2 (Кц-Кп) : Творческие задания. КВАДРАНТ II: ВЫБОР. Решение проблем, нахождение правильных ответов. Тип 3 (Кц-Кп) : Интеллектуальные задания. Принятие решений с

того, как группа сформировалась, необходимо исследовать, как на ее дальнейшее развитие влияют ситуационные факторы. СИТУАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ, ОКАЗЫВАЮЩИЕ ВЛИЯНИЕ НА ГРУППЫ.

правильными (неправильными) ответами. Тип 4 (Кц-Кф) : Задания по принятию решений. КВАДРАНТ III: ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ. Разрешение конфликтов точек зрения. Тип 5 (Кц-Кф) :

Существует большое количество факторов, влияющих на "выпуск" группы. Среди них территориальные факторы, характеристики задания, и контрольные системы

Задания по изучению конфликтов. Разрешение конфликтов интересов. Тип 6 (Пв-Кф) : Задания со смешанными мотивами. КВАДРАНТ IV: ИСПОЛНЕНИЕ. Разрешение конфликтов власти.

организации. Территориальные факторы. Важное место в групповой структуре занимают территориальность (territoriality) и физическое место. Территориальность. Замечено, что

Тип 7 (Пв-Кф) : Борьба конкурирующих заданий. Исполнение конечных заданий. Тип 8 (Пв-Кц) : Психомоторные задания. Пв - Поведенческий; Кц - Концептуальный; Кп -

индивидуумы и группы часто считают, что имеют права на некоторые объекты или места, которые в действительности не являются их собственностью. Данный объект или территория

Кооперированный; Кф - Конфликтный; Само по себе задание может значительно воздействовать на поведенческие стереотипы наблюдаемые в группе. Некоторые ведут к конфликту,

занимаются и используются так, как будто принадлежат данной группе, причем чужаки оттуда всячески изгоняются, а если данная территория потеряна, то

тогда как некоторые - наоборот, к кооперации. Все эти факторы должны быть приняты во внимание при изучении причин того или иного поведения в малых группах.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи