страны, кредиты, развития, капиталов, экспортных

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Часть 4

Категория: Международная арена

Развивающиеся страны получают кредиты также в региональных банках развития - Межамериканском банке развития, Африканском банке развития и Азиатском банке развития. Эти

Нефтедобывающие страны, главным образом арабские, значительно увеличили кредиты и субсидии другим развивающимся странам в середине 70-х годов. Это было обусловлено резким

банки уделяют особое внимание региональному сотрудничеству, осуществляя первоочередное кредитование региональных объектов; они разрабатывают стратегию развития с учетом

повышением цен на нефть и появлением нефть и появлением нефтедолларов. Большая часть нефтедолларов была направлена на мировой рынок ссудных капиталов, но одновременно

региональной специфики и дают развивающимся странам соответствующие рекомендации. МВФ выдает кредиты (сроком до 3 - 5 лет) на покрытие дефицитов платежных балансов.

возросли масштабы арабской ОПР. Эта помощь сконцентрирована в основном на сосед них арабских государствах. Предоставление ее зачастую определяется не столько

Первоначально Фонд кредитовал преимущественно западные страны. В средине 70-х годов промышленно развитые и развивающиеся государства получали от него примерно размерно

экономическими, сколько военно-политическими факторами. ОПР арабских стран, обладающих избыточным капиталом, достигла в середине 80-х годов 1,8% их ВНП, т. е в пять раз

равные суммы, а с 80-х годов МВФ переключился почти целиком на кредитование последних. Этот поворот в значительной степени обусловлен тем, что получение кредитов Фонда в

выше, чем у промышленно развитых стран. Эти средства выделяются в несвязанной формы располагают денежными средствами и не имеют товаров, которые они хотели бы продавать

основном связано с принятием определенных обязательств в области макроэкономической политики. Поэтому западные страны предпочитают заимствовать ресурсы на покрытие

на внешних рынках. Преобладающая часть средств выделяется на двухсторонней основе. Вместе с тем функционирует большое число фондов, банков, через которые ресурсы

дефицита платежного баланса на мировом рынке ссудных капиталов. Ни одна другая международная организация не подверглась столь резкой критике со стороны развивающихся

перераспределяются на многосторонней основе (Арабо-Африканский международный банк, Арабский фонд экономического и социального развития, Исламский банк развития и т.д.) .

стран, как МВФ. Фонд оказывает сильное воздействие на социально-экономические процессы в этих регионах, особенно в условиях долгового кризиса. Однако без активного

Кредиторами других развивающихся стран являются также Республика Корея, Ирак, Индия, Китай и некоторые другие государства. Однако выделяемые ими ресурсы невелики,

вмешательства Фонда в долговой кризис последствия его для развивающихся стран и мировой кредитной системы были бы гораздо более серьезными. 4. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ РАЗВИТИЮ

составляя примерно 1% общей суммы ОПР. Мировой рынок ссудных капиталов и развивающиеся страны. Развивающиеся страны участвуют в операциях мирового рынка ссудных

СТРАН, НЕ ВХОДЯЩИХ В ОЭСР. В их числе преимущественно две группы стран - государства бывшего социалистического содружества и страны ОПЕК предоставляли ОПР. Максимальных

капиталов, заимствуя экспортные кредиты, банковские ссуды, кроме того, они размещают свои ценные бумаги на мировом финансовом рынке. До 70-х годов основным каналом,

размеров эта помощь достигла в середине 80-х годов, составив около 1/5 общей суммы. Причем, эти обе группы стран предоставляли примерно одинаковую ОПР. В последующие годы

связывавшим эти государства с мировым рынком ссудных капиталов, были экспортные кредиты. Экспортные кредиты, предоставляемые экспортером импортеру, выделяются в особый

в связи с экономическими и политическими преобразованиями в бывших социалистических странах и падением цен на нефть эти потоки ресурсов в развивающиеся страны значительно

вид кредитования, который не относится ни к официальному, ни к частному. Эти << смешанные >> кредиты формируются за счет частных и

уменьшились. На долю СССР приходилось от 3/4 до 2/5 ОПР социалистических стран. СССР стал выступать в качестве донора и кредитора развивающихся стран с середины 60-х

государственных средств. Поскольку экспортные кредиты, как правило, связаны с поставками машин и оборудования и имеют среднесрочный характер, то они не могут быть

годов, подорвав монополию Запада в этой области. Причем Советский Союз оказывал содействие в развитии базовых отраслей промышленности. Однако, поскольку при

предоставлены экспортером. Поэтому источником экспортного кредита служат кредиты банков или государственных фондов либо параллельно те и другие. Участие банков в

предоставлении ОПР политические - 10 соображения часто брали верх над экономическими, эффективность ряда объектов была низка. Кредиты и особенно ОПР Советского Союза

экспортных кредитах определяет зависимость их условий от тенденций на мировом рынке ссудных капиталов. Но участие государства в экспортных кредитах позволяет смягчать их

концентрировались на сравнительно ограниченном круге развивающихся стран, которые провозгласили социалистический путь развития (Монголия, Куба, Вьетнам) . Значительная

условия, используя эти кредиты в качестве средства завоевания рынков сбыта. Чтобы избежать кредитной войны, ведущие страны-кредиторы заключили джентльменское соглашение

часть ресурсов в эти страны поступала из СССР также через механизм заниженных импортных (или завышенных экспортных) цен. Россия является правопреемницей СССР в сфере

(консенсус) о допустимых пределах льготного кредитования. В соответствии с тенденциями на мировом рынке ссудных капиталов каждые полгода устанавливаются нижний предел

международных кредитно-финансовых отношений с развивающимися странами. Эти отношения, освободившись от идеологических и политических наслоений, приобрели деловой

процентной ставки, максимальный срок кредита и максимальный льготный период. Страны-получатели разделены на три группы-с низкими, средними и высокими дохода ми. Наиболее

характер. Однако вынужденная утрата позиций России в сфере кредитно-финансовых отношений с развивающимися странами имеет для нее негативные последствия. Она ведет к

льготные условия предоставляются странам с низкими дохода ми, самые жесткие - странам с высокими доходами. Однако уклонение от согласованных правил не является редкостью.

ослаблению экономических позиций в этих регионах. Особенно это касается рынков, где реализовалась значительная доля экспортируемых машин и оборудования.

Но стабилизирующая роль данного джентльменского соглашения несомненна. Объем экспортных кредитов непосредственно связан с инвестиционной активностью стран-заемщиц.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи