работе, Хиршбергер, проблемы, компании?, развитие

Творческий подход и инновационность

Категория: Международная арена

Весной 1998 года, участвуя в качестве одного из докладчиков в ежегодной конференции Фонда корпоративного дизайна, я познакомился с потрясающим человеком, основателем и

ультрасовременных машин, как первый «Nissan Pathfinder», моделей «Altima», «Maxima», «Pulsar NX», минивэна [Минивэн - класс автомобилей размером меньше стандартных

президентом «Nissan Design International» Джеральдом Хирш-бергером. Это убежденный сторонник идеи о ключевом значении творчества в успешной работе организации,

микроавтобусов. Стали популярны в США как семейные автомобили с середины 80-х годов] «Quest, Infinity J30», большого седана «Mercury Villager» для компании «Ford». «NDI

высказывающейся так: «Дать в организации простор творческому мышлению - это одно. Сделать же творчество основой всей деятельности организации - это совсем другое. Это

была подобна кипящему котлу, в котором варились совершенно разные бизнес-культуры, сталкивались и притирались разные стили работы, рабочие ритмы и приоритеты... Все

означает не просто поддерживать и усиливать творческую составляющую бизнеса, но утверждать творческий подход как основополагающий принцип организации бизнеса». В 60-е и

вопросы активно дискутировались с участием всех сотрудников, атмосфера была шумная, насыщенная, лишенная чинопочитания, временами то веселая, то конфликтная». В главе 6

70-е годы Хиршбергер руководил разработкой дизайна автомобилей «Pontiac» и «Buick». В своей книге «Приоритет творчеству, или Внедрение инновационного бизнеса в реальный

мы уже говорили о творческом подходе отдельной личности, однако какие принципы, структуры, процессы и решения необходимы, чтобы творчество стало основным мотором бизнеса?

мир» он описывает положение дел в корпорации «General Motors» (GM) во времена, когда в ней проектировались такие замечательные машины, как «Chevrolet Chevy Corvair»,

Хиршбергер, истинный «дионисианец», свято верит в творческую энергию как продукт столкновения противоположностей, следствие динамического состояния, который он именует

«Buick Riviera», «Pontiac Firebird», ранние модели «Corvette»: «Когда я пришел в GM, корпорация была настоящим символом мощи и процветания Америки. Работа в ней была

полярностью. Полярность выражается (в масштабах подразделения или организации) в терпимости по отношению к противоположной точке зрения, в привлечении к работе

заветной мечтой всякого, кто посвятил себя автомобильному дизайну. В GM сформировалась целая когорта талантливых специалистов, работавших под крылом неподражаемого

сотрудников, отстаивающих противоположные позиции, воспитании у работников восприимчивости к иному, пусть даже не слишком доброжелательному мнению, что в конечном итоге

Уильяма Митчелла, в то время вице-президента корпорации по художественному проектированию. Это был по-настоящему увлеченный всем, что связано с автомобилями, мотоциклами

позволяет по-новому взглянуть на укоренившиеся представления. В своей книге Хиршбергер приводит цитату физика Нильса Бора, сказавшего однажды: «Противоположностью верному

и гонками, человек, в жилах которого, похоже, текла не кровь, а высокооктановый бензин... Я довольно быстро дорос до менеджерских должностей и имел достаточно

утверждению является ошибочное утверждение. Однако противоположность абсолютной истины в свою очередь может являться столь же абсолютной истиной». Хотя с идеями

возможностей для экспериментирования в руководстве творческим процессом... Способность Митчелла привлечь к реализации своих идей все подразделение (и большинство людей в

Хиршбергера я познакомился совсем недавно, я прекрасно помню этот принцип еще по курсу развития творческих способностей, читаемому профессором Норбертом Гроэбеном,

корпорации) произвела на меня большое впечатление». Узнаете тип этой компании? Работаете ли вы сами в такой же? Можете ли представить себе тот подъем, что порождается

который я прослушал много лет назад будучи студентом Гейдельбергского университета. Как и Хиршбергер, психолог Гроэбен парадоксальным образом характеризовал процесс

культурой подобных организаций? Одновременно Хиршбергер отмечал некоторую близорукость в подходах как Митчелла, так и GM в целом, близорукость, которая встречается и у

творчества как «биполярную интеграцию». Свою мысль он дополнял важной концепцией о взаимной осцилляции полярных противоположностей с последующим синтезом на более высоком

сегодняшних приверженцев творческой и страстной корпоративной культуры. Именно она в конце концов лишила GM королевского трона. Сегодня корпорация владеет лишь половиной

уровне. Термин «синтез» пришел к нам из гегелевской теории диалектики («тезис - антитезис - синтез») и означает качественно новый этап на пути постижения истины. Я

из тех почти 50 процентов рынка, которые безраздельно принадлежали ей в 50-е годы. «У Митчелла не хватало терпения... чтобы выслушать разъяснения дизайнеров (или кого бы

неоднократно переносил принцип диалектического процесса взаимной осцилляции противоположностей на собственную работу с командами специалистов, сформированными для решения

то ни было) относительно теорий, лежавших в основе предлагаемых проектов, обсудить предполагаемых клиентов или условия, в которых предстоит существовать модели». Да,

специфических задач компании. Кратко это можно охарактеризовать так: • Этап 1. Тезис. Членам группы задают вопрос об их собственном мнении по проблеме. • Этап 2.

именно это отношение и породило проблемы GM. «Появление Ральфа Надера, развитие консумеризма [Консумеризм - организованное движение за расширение прав и влияния

Формулирование двух антитезисов. Выделяют две противоположные точки зрения и предлагают их защитникам в рамках собственной подгруппы сформулировать свою позицию в крайней

потребителей по отношению к продавцам и производителям товаров, создание обществ потребителей], борьба за безопасность, озабоченность проблемами окружающей среды,

форме. • Этап 3. Синтез. Вновь сводят подгруппы вместе, позволяя высказать свою новую позицию, и предлагают выработать совместное решение. • Этап 4. Повторение этапов

растущий импорт - все это сделало шестидесятые и 70-е годы временем больших потрясений для автомобильной промышленности США. В этих условиях концерн продолжал проявлять

1-3. Повторяют процесс, последовательно возвращаясь к этапам 1, 2 и 3 с выработкой нового варианта решения проблемы. Если возможно, проводят еще одно повторение.

опасное нежелание активизировать имеющийся творческий потенциал для адекватного реагирования на изменение ситуации. Потенциал этот рассматривался скорее как помеха, а не

Окончательный результат представляет собой творчески осмысленное решение, которое далеко превосходит по качеству любое развитие, уточнение или обсуждение в режиме

как ресурс перехода к новому мышлению... Отражением косности GM стало общее ухудшение атмосферы внутри компании, обособление ее подразделений, каждое из которых

мозгового штурма первоначальной позиции. Хотя общая концепция представлена на примере работы в группе, творческая личность может реализовать ее самостоятельно при поиске

превратилось в изолированный бастион отстаивания привычных представлений и методов работы, опиравшихся на былые успехи». В 1980 году Хиршбергер оставил «General Motors» и

решения той или иной проблемы. Более того, возможно умозрительное рассмотрение различных ситуаций, например путем идентификации образов, представляющих собой переживания

перешел в «Nissan». Там он возглавил новое самостоятельное подразделение «Nissan Design International» (NDI), задача которого состояла в совмещении преимуществ

потребителя, скажем, при общении с ПП. Наконец, диалектический процесс единства и борьбы противоположностей может восприниматься как организационная модель, согласно

американского дизайна и японских технологических достижений. Подобно GM в лучшие его десятилетия, уникальный корпоративный гибрид стал очагом инновационное™ в области

которой компания постоянно подвергается обновлению на все более высоком уровне за счет экспериментирования с крайними позициями спектра мнений, в конечном итоге

автомобилестроения, выдав на гора проекты таких

сливающихся в качественно новом синтетическом продукте.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи