товаров, товара, концепция, продукции, система

Эволюция концепции маркетинга. Часть 1

Категория: Международная арена

Развитие маркетинга тесно связано с возникновением другого экономического феномена – свободной конкуренции, периодом наивысшего расцвета которой на Западе считаются 50–

его производстве и потреблении, т.е. на всех стадиях создания и движения товара; расширением ассортимента товаров, ввиду чего потребовался учет запросов различных

60-е гг. XIX в. Однако к 70–80-м гг. система «свободной конкуренции» была подорвана изнутри обостряющимися и углубляющимися кризисами перепроизводства. Последствия

категорий потребителей, а также таких факторов, как климатические зоны, этнические традиции и привычки и т.п.; выходом на рынок одновременно множества фирм –

кризиса 1870–1873 гг. и депрессии, продолжавшейся более десяти лет, были трагическими – разорились многие предприятия, особенно мелкие. Однако постепенно экономическое

производителей однородных товаров, что породило обострение конкурентной борьбы; увеличением темпов социально-экономического и научно-технического прогресса;

положение в Америке и Европе стабилизируется, и начинается неудержимый процесс концентрации производства. Так, к концу XIX в. из более чем 300 тыс. американских компаний

возникновением на рынках непредвиденных ситуаций, способных привести фирму к краху. В этих условиях понадобилась система, объединяющая подходы к исследованиям, разработке

лишь 3 тыс. имели годовое производство в 1 млн долл. и больше. Но эти компании, где работало около 2 млн рабочих (30% всех работающих по найму), производили 43%

и реализации товаров. Такой системой в 70–80-х гг. стал маркетинг, ориентирующий фирму на успех во внешнем мире, где необходимо считаться с тремя главными факторами:

промышленной продукции страны. Аналогичная ситуация складывалась во Франции, Англии, Германии, Японии. Таким образом, капитализм в конце 90-х гг. XIX в. вступил в новую

потребителями, конкурентами и внешней средой (правовой, фискальной и налоговой системами). Итак, следующий этап развития маркетинговой деятельности характеризуется

стадию своего развития. Характерными чертами этого периода является концентрация производства и капитала, ведущая к созданию крупных монополистических структур, играющих

принятием концепции управления, т.е. определения интересов потребителей и реальных оценок или ассортимента, качества и других параметров выпускаемой продукции.

решающую роль в хозяйственной жизни. Появляются такие международные монополии, как «Экссон», «Стандарт ойл», «Сименс», «Дженерал электрик», «Юнайтед фругс», которые делят

Производство теперь более тесно привязывается к выявленным запросам покупателей. Компании постоянно следят за общественным мнением, которое оценивает их работу по

между собой мировые рынки факторов производства, а также рынки сбыта. Процесс концентрации и централизации промышленного капитала совпал с усилением роли банковского

удовлетворению запросов потребителей и оказывает на нее определенное влияние. На этом этапе значение маркетинга трудно переоценить, поскольку усилилась тенденция быстрого

капитала в сфере розничной и оптовой торговли. В крупных городах появилось множество универсальных магазинов, торгово-посылочных предприятий, трестов и фирм, объединяющих

обновления ассортимента производимой продукции. Главной проблемой рынка стало наличие огромного количества товаров-заменителей. Для того чтобы получить определенные

предпринимателей. Проникновение крупного капитала в сферу сбыта товаров объясняется необходимостью вести успешную конкурентную борьбу с мелкими розничными торговцами. В

преимущества перед конкурентами, фирме необходимо каждый раз доказывать покупателю свое стремление к постоянной заботе об его интересах (или создавать видимость этого).

этой борьбе появляется новый инструмент – маркетинг. Именно он дает возможность ответить на вопросы, связанные с анализом рынка и прогнозированием. В XX в. маркетинг

Только имидж компании, шагающей в ногу со временем и использующей последние достижения науки и техники, позволяет получать высокие прибыли. В результате предприниматели

прошел несколько этапов в своем развитии. Первоначально (до 50-х гг.) концепция маркетинга строилась с упором на продукцию – продуктовая концепция. Это означало, что все

стремятся выпустить на рынок как можно больше товаров, которые, как правило, отличаются друг от друга лишь незначительными конструктивными модификациями или обладают

внимание концентрировалось только на производстве товаров высокого качества, которые продавались по сравнительно умеренным ценам. Потребители в этом случае самостоятельно

обновленным дизайном. Естественно, это усиливает роль маркетинга, особенно его составной части – рекламы, так как необходимо убедить потребителя в действительных

осуществляли свой выбор среди многочисленных товаров-аналогов. Производственная концепция, пришедшая на смену продуктовой, ставила во главу угла доступность товара

изменениях продукта в лучшую сторону и сделать все возможное для того, чтобы он отказался от использования приобретенной ранее продукции как «устаревшей», имеющей

(продукта) для широкого круга потребителей. Она базировалась на двух факторах: эффективность производства товаров; эффективность распределительной системы. В 50–70-х гг.

«технические недостатки» или «вышедшей из моды». Появление на рынке новой продукции создает для ряда компаний, уже захвативших лидерство в данной области, определенное

возникла концепция активного продвижения товара на рынок. Для того чтобы потребители покупали товары в достаточном объеме, необходимо было принимать дополнительные меры

неудобство и вызывает потребность защититься от конкурентов. Разработка и внедрение нового, коммерчески выгодного товара – дело довольно-таки хлопотное, долгое и очень

(иначе говоря, «навязывать покупку»), в число которых входили реклама, персональные скидки с цены, искусственное стимулирование морального старения ранее проданных

капиталоемкое, так что даже крупнейшие корпорации не могут производить и предлагать потребителям абсолютно новую продукцию слишком часто. Здесь-то и может пригодиться

товаров и т.п. Данная концепция уже не была достаточно четко ориентирована на удовлетворение действительных потребностей покупателей, это стало второстепенным моментом.

маркетинг, который будет подчеркивать непроходящие ценности традиционных товаров. Другими важными обстоятельствами, повышающими роль маркетинга в хозяйственной жизни

Переход к новой концепции маркетинга не был случайным, ибо она в полной мере способствовала решению следующих задач, стоящих перед фирмами: разработка товара, отвечающего

фирм, стали изменяющийся характер рынка, а также перенасыщение его высококачественными и разнообразными товарами. В этих условиях массовое производство теряет свои

рыночным запросам; производство товара с учетом новейших достижений науки и техники; оптимальная система товародвижения; комплекс услуг при продаже товара и

преимущества – более низкие себестоимость и цену конечной продукции. Так, уже в начале 70-х гг. во многих отраслях японской промышленности был достигнут верхний предел

послепродажное обслуживание. Переориентация фирм на новую маркетинговую концепцию обусловлена рядом причин: увеличением степени риска (коммерческого, рыночного) при

производительности труда. В настоящее время доля массового производства в общем индустриальном производстве составляет лишь 25–30%. Как следствие, осуществляется переход

разработке новой модели товара,

к принципиально иной концепции производственного процесса – работа на заказ.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи