контракты, компания, франчайзинг, продукции, продаж

Прочие формы технологического обмена. Часть 1

Категория: Международная арена

Наряду с поставками комплектного оборудования в 80-е гг. начали активно использоваться и другие формы технологического обмена, при которых передача технологий

управление заключаются одновременно с лицензионными соглашениями. Оплата за управленческие услуги может принимать различные формы, например выплата определенного процента

осуществляется в основном опосредованно. Эти формы в специальной литературе часто называют новыми формами инвестиций, или неакционерными формами транснационального

от объема продаж или прибыли. Маркетинговые контракты аналогичны управленческим контрактам. Местные фирмы передают зарубежной фирме ответственность за продажу своей

капитала. Наиболее простой из этих форм является заключение субконтрактов (subcontracts), суть которых состоит в том, что крупные иностранные фирмы дают заказы небольшим

продукции (или ее части) и, следовательно, контроль за всеми видами деятельности, связанными с .продажей продукции. Плата за эти услуги обычно принимает форму выплаты

местным фирмам (обычно в развивающихся странах) на производство деталей или конечной продукции. В обмен на гарантированный местному производителю сбыт его продукции по

определенного процента от объема продаж. По контрактам на оказание технической помощи зарубежные фирмы предоставляют технические услуги, имеющие отношение к какому-либо

приемлемым для него ценам иностранная компания устанавливает производственные стандарты посредством передачи ноу-хау, модернизации оборудования и т.п., а в дальнейшем

специфическому аспекту деятельности местной фирмы. Обычно в подобных договорах предусматриваются ремонт и профилактика машин и оборудования, консультации по использованию

жестко контролирует качество выпускаемой продукции. Если выпускается готовая продукция, то она реализуется подтоварным знаком иностранной фирмы. Контракты «продакшн

ноу-хау, устранение аварий и контроль за качеством. Самостоятельной формой лицензионных соглашений являются контракты на использование товарного знака — франчайзинг

шэринг» (production-sharing) применяются в основном в нефтяной промышленности. В соответствии с таким контрактом иностранная компания осуществляет, например в

(franchising), которые предусматривают предоставление прав на использование торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи,

развивающейся стране, разведку месторождения и в случае обнаружения запасов, достаточных для коммерческой эксплуатации, предоставляет оборудование, ноу-хау, необходимый

повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управлению. Размеры платежей по этим контрактам колеблются от 1,5 до 12% суммарных годовых продаж.

персонал, получая за это фиксированную часть продукции. Добываемая нефть подразделяется на «cost-oil» и «profit-oil»: первая (обычно 20-40%) предназначается для

Отличительной чертой франчайзинга является сегментирование рынка во избежание конкуренции между его отдельными получателями. Операции по франчайзингу проводятся, как

возмещения расходов иностранной компании на геологоразведочные работы и организацию добычи нефти, а вторая— представляет собой фактическую прибыль, которая в оговоренной

правило, между крупными компаниями и мелкими фирмами или частными лицами, обычно только начинающими бизнес. В настоящее время франчайзинг широко применяется в

пропорции распределяется между иностранной компанией и государством. В нефтяной промышленности распространены также контракты «на обслуживание» (service contracts), в

международных экономических отношениях. В США, где франчайзинг впервые появился и получил широкое распространение, эти сделки подразделяются на три вида: франчайзинг

соответствии с которыми иностранная компания занимается только геологоразведочными работами и выполняет свой обязательства до момента обнаружения нефти. Существует два

продукта и торговой марки (product and tradename franchising), который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком.

типа подобных соглашений. К первому типу относятся контракты, по условиям которых так называемый эксплуатационный риск несет иностранная компания, а все расходы по

В этом случае дилер специализируется только на продукции данной компании, что характерно для продажи бензина, автомобилей, безалкогольных напитков; комплексный

эксплуатации — государство. В обмен на предоставленные услуги иностранная компания получает право закупать часть добываемой нефти (чаще всего от 20 до 50%) с 3-10%-ной

франчайзинг (business format franchising), предусматривающий предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой

скидкой от уровня мировой цены. Контракты второго типа распространены в странах, обладающих значительными запасами нефти и необходимыми финансовыми ресурсами (Саудовская

стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции. Такой вид соглашений распространен в сфере ресторанного бизнеса,

Аравия, Кувейт, ОАЭ и др.). В этом случае эксплуатационные риски несет правительство развивающейся страны, а иностранная компания за свой услуги получает вознаграждение в

рейтинга и др.; розничный франчайзинг (retail franchising), который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и др. В международной

размере фиксированной части (обычно менее 1%) от цены барреля нефти, а также право закупки определенной доли добываемой нефти, но без скидки. В соответствии с контрактами

практике обычно используются два первых вида сделки. Особенно широко франчайзинг распространен на американских фирмах. Принимающая страна получает немалые выгоды от

на управление (management contracts) оперативный контроль за деятельностью предприятия, который обычно осуществляется представителем собственника предприятия, передается

франчайзинга, так как она приобретает управленческий опыт и технические знания. В то же время выгоды имеет и франчайзер, поскольку ему предоставляется возможность

другому предприятию. Иностранная фирма определяет важнейшие направления деятельности предприятия. В целом функции фирмы-менеджера аналогичны административным и

контролировать рынок данной страны с минимальными капитальными затратами. Самостоятельной и очень распространенной формой международного технологического обмена является

техническим функциям по управлению своим филиалом: общее управление (текущее и перспективное планирование деятельности); управление финансами; проведение административной

инжиниринг, который представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на оптимизацию инвестиций или минимизацию затрат, связанных с реализацией проектов

и кадровой политики; управление производством; организация сбыта. Контракты на управление заключаются в основном до строительства предприятия. В этом случае

различного назначения. Инжиниринг — это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной

фирма-менеджер осуществляет общий надзор за его строительством, выбирает подрядчиков и субподрядчиков. Очень часто контракты на

торговли, где объектом купли-продажи является сама технология. Следовательно, инжиниринг является лишь косвенной формой передачи технологии.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи