патента, изобретения, ноу-хау, производстве, передачу

Лицензионная торговля. Часть 2

Категория: Международная арена

В современных условиях острой конкуренции, когда новизна продукции имеет существенное значение для ее успешного сбыта, патентная защита нововведений очень важна наряду с

1886 г. и Всемирной конвенцией 1952 г. Наряду с патентными лицензиями существуют и беспатентные лицензии на ноу-хау (непатентованное научно-техническое достижение и

естественными рыночными преимуществами, существующими благодаря применению изобретения в производстве. Владелец патента ограничивает свободу деятельности своих

производственный опыт конфиденциального характера), владелец которого обладает естественной монополией в отличие от владельца запатентованного изобретения. Впервые этот

конкурентов, поэтому может завоевать и удерживать более выгодные позиции как на отечественном, так и на зарубежном рынке. Кроме того, наличие патента стимулирует спрос,

термин был применен в США. В буквальном переводе с английского он означает знать как, что является сокращением выражения знать, как это сделать. Первоначально в

поскольку ссылка на патент оказывается более эффективной, чем простое описание. Патенты не только выполняют функцию защиты изобретений от использования их другими

лицензионные соглашения включались условия, предусматривающие передачу покупателю технических знаний и опыта как производственных секретов продавца, необходимых для

фирмами, но и являются источником непрерывной информации о новейших научно-технических достижениях. С помощью патентных фондов можно легально собирать конкретный материал

реализации права на использование изобретения. Однако с развитием техники значение передачи этой информации стало так велико, что ноу-хау превратилось в самостоятельный

на объекты лицензий, систематически следить за новыми изобретениями и анализировать научно-технические исследования. Практически все крупные фирмы имеют патентные фонды

объект лицензионных соглашений. В одних случаях ноу-хау — это фактическое изобретение, которое умышленно сохраняется в тайне и не патентуется или является элементом

или пользуются услугами соответствующих организаций. По оценкам специалистов, около 80% информации, содержащейся в патентах, невозможно найти ни в одном другом источнике.

изобретения, не включенным в описание, в других — оно непосредственно связано с изобретением, но само по себе непатентоспособно, поскольку не соответствует требованиям,

Патентование, как правило, на 2-3 года опережает внедрение новой технологии в производство, а патент — это потенциальная лицензия, поэтому постоянное изучение

установленным законодательством. Например, программно-математическое обеспечение ЭВМ было и остается непатентоспособным, как и любые математические формулы, алгоритмы и

соответствующей информации позволяет фирмам вырабатывать стратегию и прогнозировать развитие лицензионной торговли. Промышленным образцом (industrial design) признается

т.п. В отличие от запатентованного изобретения ноу-хау не пользуется особой правовой охраной, и поэтому наилучшей формой защиты подобных знаний является коммерческая

новое художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. При помощи промышленного образца устанавливается монополия на форму (орнамент)

тайна. Ноу-хау могут включать: · предметы — образцы изделий, незапатентованные промышленные образцы, машины, приборы, запасные части, инструменты, приспособления

продуктов труда. На промышленные образцы, так же как и на изобретения, выдаются патенты. Товарный знак (trademark) — это зарегистрированное в установленном порядке

и т. д.; · техническую документацию — формулы, расчеты, чертежи, схемы, незапатентованные изобретения и т.д.; инструкции — пояснения, касающиеся конструкции

обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Товарные знаки обычно имеют буквенное или графическое изображение.

производства или применения изделия, процесса производства, производственных навыков, практических советов; сведения об организации работы и данные, помогающие в решении

Для идентификации услуг применяются знаки обслуживания. Патенты на изобретения и промышленные образцы, сертификаты, подтверждающие регистрацию товарных знаков и знаков

экономических вопросов. Таким образом, понятие ноу-хау достаточно широко, оно охватывает всевозможную техническую и иную информацию, необходимую прежде всего для

обслуживания, охраняемые Парижской конвенцией 1883 г., относятся к промышленной собственности. Промышленная собственность вместе с авторскими правами образует понятие

производства какого-либо изделия, и представляет собой определенную экономическую ценность. В международной практике наиболее часто встречаются патентные лицензии с

интеллектуальной собственности. Авторское право (copyright) распространяется на любые творческие произведения независимо от формы, назначения и достоинств произведения

одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства. Второе место занимают лицензии на ноу-хау и только третье — чисто патентные

(лекции, доклады, статьи, брошюры, книги, технические описания, инструкции по эксплуатации, иллюстрации любого вида, рисунки, плакаты, фотографии и т.п.). Это право

лицензии, не предусматривающие передачи ноу-хау. Это объясняется, в частности, тем, что при современном уровне развития техники освоение большей части изобретений без

означает, что без согласия автора или его правопреемников никто не может ни в каком виде воспроизводить или любым иным образом использовать охраняемые правом объекты.

предоставления ноу-хау, т.е. опыта и знаний, которыми располагает фирма-продавец, либо вообще невозможно, либо ведет к непроизводительным затратам времени и средств,

Авторские права охраняются национальными законами, а на международном уровне — Бернской конвенцией

поэтому ноу-хау являются основным объектом не только лицензий, но и других форм передачи технологии.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи