организации, государств, Организация, например, сотрудничеству

Негосударственные участники международных отношений. Часть 1

Категория: Международная арена

Среди негосударственных участников международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), неправительственные организации (НПО), транснациональные

функционирования этих организаций вызывают необходимость созыва периодических конференций представителей входящих в них стран, а подготовка таких конференций и выполнение

корпорации (ТНК) и другие общественные силы и движения, действующие на мировой арене. Возрастание их роли и влияния - относительно новое явление в международных

их решений, в свою очередь, ведет к созданию постоянных административных структур - "аппарата". При этом, если администрация и аппарат первых МПО были

отношениях, характерное для послевоенного времени. Данное обстоятельство в сочетании с длительным и практически безраздельным господством реалистической парадигмы

достаточно скромными (так, например, Всемирный Почтовый Союз был представлен его руководителем и шестью постоянными функционерами), то в ООН в настоящее время занято

объясняет то, что они все еще сравнительно слабо изучены политической наукой. Отчасти это связано и с неочевидностью их подлинного значения, отражаемой в таких терминах

более пятидесяти тысяч человек. Отмеченное увеличение количеств МПО и численности их постоянных работников есть одно из свидетельств роста взаимозависимости государств и

как "невидимый континент" (И. Галтунг) или "второй мир" (Д. Розенау). Сказанное касается не только участников, которых Д. Розенау называет

их многостороннего сотрудничества на постоянной основе. Более того, будучи созданы, подобные организации приобретают определенную автономию по отношению к

"подсистемами", но и международных организаций, которые, казалось бы, у всех "на слуху". Французский специалист Ш. Зоргбиб выделяет три основных

государствам-учредителям и становятся отчасти неподконтрольными им. Это дает им возможность оказывать постоянное влияние на поведение государств в различных сферах их

черты, определяющие международные организации: это, во-первых, политическая воля к сотрудничеству, зафиксированная в учредительных документах; во-вторых, наличие

взаимодействия и, в этом смысле, играть роль наднационального института. Однако здесь необходимо сделать одно важное уточнение. Наднациональные институты в подлинном

постоянного аппарата, обеспечивающего преемственность в развитии организации; в-третьих, автономность компетенции и решений. Указанные черты в полной мере относятся к

значении этого термина, - т.е. такие, чьи решения являются обязательными для всех государств-членов, даже если они с ними не согласны, - в международных отношениях

международным межправительственным организациям (МПО), которые являются стабильными объединениями государств, основанными на международных договорах, обладающими

являются редким исключением. Подобные институты существуют сегодня только в рамках Европейского Сообщества. Комиссия, Совет министров и Суд этой организации обладают

определенной согласованной компетенцией и постоянными органами. Остановимся на их рассмотрении более подробно. Венский Конгресс 1815 г., возвестив об окончании

правом принимать обязательные для исполнения всеми государствами-членами решения в экономической, социальной и даже политической областях на основе принципа

наполеоновских войн и рождении новой эпохи в международных отношениях, одновременно возвестил и о появлении в них нового участника: Заключительным актом Конгресса было

квалифицированного большинства. Тем самым происходит изменение взглядов на священный для международного права принцип государственного суверенитета, а органы ЕС все

провозглашено создание первой МПО - Постоянной комиссии по судоходству по Рейну. К концу XIX века в мире существовало уже более десятка подобных организаций, появившихся

больше напоминают органы конфедерации, являясь выражением растущей интеграции современного мира. Существуют различные типологии МПО. И хотя, по признанию многих ученых,

как следствие индустриальной революции, породившей потребность в функциональном сотрудничестве государств в области промышленности, техники и коммуникаций и т.п.:

ни одна из них не может считаться безупречной, они все же помогают систематизировать знание об этом относительно новом влиятельном международном акторе. Наиболее

Международная Санитарная Конвенция (1853), Международный Телеграфный Союз (1865), Международное Бюро Мер и Весов (1875), Всемирный Почтовый Союз (1878), Союз Защиты

распространенной является классификация МПО по "геополитическому" критерию и в соответствии со сферой и направленностью их деятельности. В первом случае

Промышленной Собственности (1883), Международная Организация Уголовной Полиции (Интерпол, 1923), Международный Сельскохозяйственный Институт и др. МПО непосредственно

выделяют такие типы межправительственных организаций как: универсальный (например, ООН или Лига Наций); межрегиональный (например, Организация Исламская Конференция);

политического характера возникают после Первой мировой войны (Лига Наций, Международная Организация Труда), а также в ходе и особенно после Второй мировой войны, когда в

региональный (например, Латиноамериканская Экономическая Система); субрегиональный (например, Бенилюкс). В соответствии со вторым критерием, различают: общецелевые (ООН);

1945 г. в Сан-Франциско была образована Организация Объединенных Наций, призванная служить гарантом коллективной безопасности и сотрудничества стран-членов в

экономические (ЕАСТ); военно-политические (НАТО); финансовые (МВФ, Всемирный Банк); научные ("Эв-рика"); технические (Международный Союз Телекоммуникаций);

политической, экономической и социальной областях. Параллельно с развитием ее специализированных органов и институтов создаются межправительственные организации

или еще более узко специализированные МПО (Международное Бюро Мер и Весов). В то же время указанные критерии носят достаточно условный характер. Во-первых, их нельзя

межрегионального и регионального характера, направленные на расширение сотрудничества государств в различных областях: Организация Экономического Сотрудничества и

противопоставлять, так как многие организации могут отвечать одновременно обоим критериям: например, являться и узкоспециализированными и субрегиональными (Организация

Развития, объединяющая 24 наиболее развитые страны мира (1960), Совет Европы (1949), Европейское Объединение Угля и Стали (1951), Европейское Экономическое Сообщество

Стран Восточной Африки по контролю за пустынной саранчой). Во-вторых, проводимая на их основе классификация достаточно относительна: так, даже технические МПО могут брать

(Общий Рынок, 1957), Европейское Сообщество по Атомной Энергии (Евратом, 1957), Европейская Ассоциация Свободной Торговли (ЕАСТ, I960), Лига Арабских Государств (1945),

на себя и экономические, и даже политические функции; тем более это относится к таким организациям, как, скажем. Всемирный Банк или ГАТТ, которые ставят своей задачей

Организация Американских Государств (1948), Организация Африканского Единства (1963) и др. С 1945 года число МПО удвоилось, составив к началу 70-х гг. 220 организаций. В

создание условий для функционирования в государствах - членах либеральных рыночных отношений, что, конечно, является политической целью. В-третьих, не следует

середине 70 годов их было уже 260, а в настоящее время - более 400. Потребности

преувеличивать не только функциональную, но и, тем более, политическую автономию МПО.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи