товара, полезности, производители, производства, товаров?

Экономическая динамика. Бесполезность понятия «полезности». Часть 2

Категория: Международная арена

Как на реальном рынке взаимодействуют производители и покупатели, устанавливая оптимальные отношения производства и цен различных товаров? Пусть на потребительском рынке

фиксируя убытки. Может быть, производитель решил сохранить свой товар для потомков или увлекся коллекционированием. Для экономической системы это неважно и для

взаимодействуют три покупателя и производители двух товаров. Бюджеты покупателей (wl1, wl2, wl3) составляют 30, 40 и 50 долларов. Производственные возможности экономики

экономического анализа данный товар не должен учитываться, потому что он не оказывает никакого воздействия на экономические параметры. Никакого перепроизводства нет и не

составляют 6 единиц одного и 6 единиц второго товара (Q1=6, Q2=6). Индивидуальная оценка предпочтений в приобретении двух товаров p1q1/p2q2 для потребителей составляет

будет. Точно такое же воздействие на экономику оказывают сбережения, если они не находятся на банковском депозите. Если собственник сбережений решит закопать свои деньги

1/2, 3/1, 2/3, что отражено на рис. 1. Точки A, B, C соответствуют оптимальным распределениям бюджета. Допустим производители, исходя из своих интересов, устанавливают

или обклеить ими стены своего дома, или разжечь ими камин, то эти факты должны волновать его личного психиатра, а не экономистов, которые, возможно, отметят

следующие цены на товары: p1 = $9, p2 = $11. Тогда, в соответствии со своей оценкой стоимости (полезности) товаров, потребители примут следующие решения: Первый

незначительное снижение инфляции, как единственное экономическое изменение, вызванное таким экстравагантным поведением. Закон Сэя выполняется всегда: спрос равен

покупатель, желающий распределить свой бюджет в соотношении 1/2, не сможет этого добиться, потому что wl1 = 1*9 + 2*11 = 31 и эта цифра превышает его бюджет. Поэтому он

предложению. Правительствам пора прекратить заботиться о потребителях, угнетая производителей, и помогать производителям в ущерб потребителей. Это напоминает слона в

купит лишь одну единицу второго товара. Второй покупатель не сможет осуществить задуманное wl2 = 3*9 + 1*11 = 38, и не потратит все деньги и не достигнет общей полезности

посудной лавке. Поворачивая голову в одну сторону, он рискует превратить в груду обломков товар на другой стороне. Слыша звон разбитой посуды, он поворачивает голову и

(общей стоимости) в $40. Третий покупатель не сможет купить товары в соотношении 2/3 wl3 = 2*9 + 3*11 = 51. Эта сумма превышает его бюджет. Поэтому он купит только две

добивает все, что осталось. Поддерживая банки в трудные времена, правительства провоцируют их на рискованную и самонадеянную стратегию в спокойные годы. Правительства

единицы второго товара. Возникает вопрос: почему первый и третий потребитель отказались от покупки второго, а не первого товара? Проанализируем поведение третьего

сами закладывают мину замедленного действия под банковскую систему, а затем с удивлением взирают на высокие бонусы банковских управляющих. Они их заслужили, их риски,

потребителя, Для первого оно будет идентичным. Отношение p1q1/p2q2 при отказе от первого товара составит 9/33 = 0,273, при отказе от второго товара 18/22 = 0,818.

благодаря правительственным мерам, минимальны. Они получили, ничем не обеспеченные, кредиты по смешным процентным ставкам. Они все вернут и отработают, раздавая направо и

Сравнивая эти величины с, предпочитаемым им, соотношением 2/3 = 0,667, видим, что второй вариант предпочтителен. Кроме того, если он откажется от второго товара, то у

налево денежные средства сомнительным заемщикам. Теперь обсудим, так называемое, правило максимизации полезности потребления. Как было сказано выше, потребитель делит

него останется больше денег, которые он имеет возможность потратить, если представиться такая возможность. Итак, имеем следующее распределение бюджетов: wl1 = 1*9 + 1*11

свои затраты на потребление различных товаров в определенной пропорции, которая позволяет ему получить максимальную прибыль. Отношение затрат на покупку двух товаров c =

= 20, wl2 = 3*9 + 1*11 = 38, wl3 = 2*9 + 2*11 = 40. Большинство участников рынка не совсем довольны результатами торгов. Первый продавец, быстро распродав 6 единиц своего

p1q1/p2q2 для различных потребителей несколько отличается, потому что между потребителями существуют различия в образовании, воспитании, умении, таланте, жизненном опыте,

товара, испытывает сомнения и имеет подозрения, что цена на его товар оказалась заниженной. Продавец второго товара реализовал 4 единицы товара из 6, получив $44. Все

материальном и духовном богатстве, усердии и в других личных качествах. Поэтому товары разными потребителями используются с различной производительностью и нормы личной

покупатели не удовлетворены результатом, они не получили необходимый им набор товаров. Производство товаров ниже потенциальных возможностей экономики. ВВП нашей маленькой

прибыли неодинаковы. Бюджет потребителя распределяется следующим образом: p1q1 = (c/(1 + c))wl, p2q2 = (1/(1 + c)) wl. В неравновесных условиях, когда возможно извлечение

страны составил $98. В следующем раунде торгов второй продавец вынужден снизить цену, а первый, в соответствии со своими подозрениями, хочет ее поднять. Предложение

прибыли: d(p1 dq1) = (c/(1 + c)) d(wl), d(p2 dq2) = (1/(1 + c)) d(wl), при условии, что цены товаров неизменны. Легко увидеть, что (c/(1 + c)) d(wl)/(p1 dq1) = (1/(1 +

производителей теперь следующее: p1=11, p2=9. В результате потребители делят свои бюджеты, учитывая новые условия: wl1 = 1*11 + 2*9 = 29, wl2 = 2*11 + 1*9 = 31, wl3 =

c)) d(wl)/( p2 dq2) = 1. (6) Выражения (c/(1 + c))d(wl)/dq1 и (1/(1 + c))d(wl)/dq2 равны прибыли, полученной от потребления единицы первого и второго товара,

2*11 + 3*9 = 49. Первый и третий покупатели остались не совсем довольными, хотя чрезвычайно близки к оптимальному соотношению полезностей. Второй не смог осуществить

соответственно. Или, используя язык теории предельной полезности, эти выражения характеризуют предельные полезности товаров. Выражения, деленные на цену товара – это

задуманное, его результат далек от необходимого. Продавец первого товара не распродал весь товар, а второй мучается сомнениями по поводу низкой цены. Производство ниже

предельная полезность, полученная от последнего доллара, потраченного на покупку товара. Уравнение (6) является условием максимизации полезности или условием получения

возможностей производителей, ВВП – $109. Снова производители будут пересматривать цены, но изменения цен станут меньше. В конце концов, рынок приведет к всеобщему

максимальной прибыли. Языком традиционной теории условие максимизации звучит так: «Потребитель получит максимальное удовлетворение, или полезность, приобретая товары по

согласию при установлении цены первого и второго товаров на уровне $10 за единицу. Состояние рынка будет иметь следующий вид: wl1 = 1*10 + 2*10 = 30, wl2 = 3*10 + 1*10 =

рыночным ценам тогда, когда последний доллар, потраченный на приобретение одного товара, принесет такую же предельную полезность, как и каждый последний доллар,

40, wl3 = 2*10 + 3*10 = 50. Все бюджеты истрачены, все товары проданы и закуплены в нужных пропорциях. И покупатели, и продавцы удовлетворены. ВВП составил $120. В первом

потраченный на приобретение других товаров». В приведенных выше примерах с тремя покупателями, в условиях максимального производства и максимального потребления, для

и втором раундах торгов возможны другие варианты наступления равновесия, связанные с решением производителя товара повышенного спроса увеличить выпуск, а производителя

третьего индивида, например, мы имели следующие уравнения: wl3 = 2*10 + 3*10 = 50, wl3 = 4*5 + 3*10 = 50. Используя уравнение (6), получаем в первом случае: 2/3:(1 +

товара с низким спросом – уменьшить цены или выпуск. Конечный результат примет вид: wl1 = 2*5 + 2*10 = 30, wl2 = 6*5 + 1*10 = 40, wl3 = 4*5 + 3*10 = 50. Снижение цены

2/3)*50:(2*10) = 1:(1 + 2/3)*50:(3*10) = 1, во втором случае: 2/3:(1 + 2/3)*50:(4*5) = 1:(1 + 2/3)*50:(3*10) = 1. Условие максимизации выполняется, потребление и

(предельной полезности) первого товара произошло, потому что соотношение для рынка в целом dQ1/dQ2 и для отдельного потребителя dq1/dq2 выросло в 2 раза, а значит, цена,

производство, в предлагаемом примере, являются оптимальными. При неоптимальном производстве и потреблении: wl3 = 2*9 + 2*11 = 40. Используя уравнение (6), получаем:

в соответствии с уравнением (3), снизится в 2 раза и соотношение между стоимостями товаров (их полезностью) останется прежним. Важный вывод, из всех приведенных

2/3:(1 + 2/3)*50:(2*9) = 10/9, 1:(1 + 2/3)*50:(2*11) = 15/11. Предельная полезность продуктов больше единицы. Потребление и производство не достигли эффективного уровня,

рассуждений, состоит в том, что решения о величине производства и ценах товаров зависят от двух сторон рыночного процесса. Производители и покупатели совместно,

при котором предельные полезности потребляемых товаров равны единице. Подведем некоторые итоги. Полезность товара определяется его общей стоимостью, а предельная

посредством торга, устанавливают оптимальные для всех количества и цены производимых благ. Если отсутствует внешнее вмешательство в производство и установление цены, то

полезность представляет собой цену товара. Потребитель приобретает товары для того, чтобы получить прибыль и увеличить свое благосостояние. Чем выше прибыль, получаемая

набор благ оптимален и никакое перепроизводство и недопроизводство становятся невозможными. Предположим, что производитель второго товара неэффективно использовал свои

от приобретения товара, тем больше средств выделяет индивид на него, а значит, растет его полезность. При этом, предельная полезность или цена могут возрастать или

ресурсы. Проведя модернизацию и улучшив управление производством, он оказался способен выпускать 12 единиц продукции с издержками ниже $5 на единицу. Тогда покупатели с

снижаться. Все зависит от темпов роста производства и увеличения спроса. Если рост производства превышает увеличение спроса, то происходит снижение цены товара или,

удовольствием поглотят весь объем продукта. Цена (предельная полезность) второго продукта составит $5. При этом, индивидуальные соотношения между общими полезностями

другими словами, снижение предельной полезности. С ростом потребления товара его предельная полезность снижается. В традиционной теории полезности такая зависимость

(общей стоимостью) первого и второго продуктов останутся оптимальными для всех потребителей. Подобные рассуждения можно продолжать бесконечно долго. Можно изменять

выражена законом убывающей предельной полезности. Размер прибыли потребителя зависит от его индивидуальных особенностей, поэтому полезность (бюджет, выделяемый на покупку

количества произведенных товаров, задавать различные бюджеты и индивидуальные предпочтения, но результат будет один. Путем согласования между покупателями и

товара) и предельная полезность (внутренняя цена потребителя) индивидуальны. Рынок, суммируя и усредняя эти величины, определяет общую стоимость товара (общую полезность)

производителями цен (предельных полезностей), установится оптимальное для всех рыночное равновесие. Сумма прибылей всех потребителей будет равна экономическому росту в

и рыночную цену (предельную полезность) некоего блага. Если из текста этой статьи удалить слова «полезность» и «предельная полезность», которые долгое время смущали

стране, как и сумма прибылей всех производителей. Закон Сэя будет выполняться всегда в следующей редакции: предложение само порождает спрос по цене, согласованной с

экономистов, и оставить слова «общая стоимость» и «цена», то смысл сказанного сохраниться. Мы избавимся от экономических величин, количественная оценка которых

покупателем, а спрос порождает предложение по цене, согласованной с производителем. Потребление в долгосрочной перспективе всегда равно производству, и наоборот. Для

невозможна, а качественная оценка представляется сомнительной. Нам останется только поблагодарить и воздать должное экономистам, создавшим теорию предельной полезности,

экономики совершенно неважно, почему часть товара какого-нибудь производителя оказалась нереализованной. Причина может заключаться в неэффективности производителя и

которая долгие годы служила всем нам верой и правдой. Больше 100 лет она объясняла поведение потребителей и позволяла многочисленным исследователям продвигаться дальше.

нежелании продавать товар по рыночной цене,

Но ее время закончилось. «Мавр сделал свое дело, Мавр может уходить».

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи