государств, интеграции, сотрудничества, суверенитеты, федерализм

Содержание и формы международного сотрудничества. Часть 2

Категория: Международная арена

Тем самым, "функционализм" предлагает не просто расширение межгосударственного сотрудничества в отдельных сферах, которое носило бы чисто технический

практике международной интеграции функциональное сотрудничество не ведет автоматически к "отмиранию суверенитета". Более того, европейский процесс показал,

характер. Он видит в нем путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов. Национальное

что особенно болезненной является именно проблема передачи государствами "в общий котел" части их политической и военной компетенции. В-третьих, само

государство он рассматривает как слишком узкое с точки зрения возможностей для решения новых экономических, социальных и технических проблем, которые могут быть решены

функциональное сотрудничество нуждается в подкреплении его мероприятиями политического характера. Указанные недостатки отчасти были воспроизведены и

только на уровне международного сотрудничества. Поэтому межгосударственные отношения должны быть перестроены таким образом, чтобы вместо "вертикальной"

"неофункционализмом". Его представители - Э. Хаас, Линдберг и др. отстаивают идею, согласно которой потребности сотрудничества в том или ином секторе

территориальной замкнутости были созданы действенные "горизонтальные" структуры, администрация которых была бы призвана координировать межгосударственное

экономической, социальной или культурной деятельности способны вызвать эффект цепной реакции в других, что, в свою очередь, приведет к необходимости создания

сотрудничество в конкретных сферах. Это позволит устранить экономические и социальные причины конфликтов, а затем - постепенно и безболезненно - преодолеть

специализированных наднациональных институтов для их координации и таким образом - к ускорению процесса политической интеграции. При этом начинать следует с ограниченных

государственные суверенитеты. В результате длительной эволюции сотрудничество между государствами станет столь тесным, а их взаимозависимость столь высокой, что не только

экономических проектов, которые воспринимаются гораздо легче, чем "крупные политические повороты". Поскольку для их осуществления от государств не требуется

станет немыслимым вооруженный конфликт между ними, но будет достигнуто состояние необратимости. Международная среда претерпит глобальные изменения, благодаря которым

отказа от собственной политики, а достаточно лишь простого сходства интересов в конкретной области, постольку и добиться его относительно легче. Вместе с тем

солдаты и дипломаты уступят место администраторам и техникам, отношения между канцеляриями - прямым контактам между техническими администрациями, а защита суверенитетов -

"неофункционалисты" подчеркивают необходимость структурных условий успеха интеграции, которым должны отвечать государства (например, политический плюрализм,

прагматическому решению конкретных вопросов. Таким образом, наряду с прагматизмом, функциональный подход к исследованию интеграционных процессов содержит и заметную долю

консенсус относительно фундаментальных ценностей), а также отмечают, что логика функциональной интеграции носит не механический, а вероятностный характер, и сам этот

нормативности. Подобная двойственность, как отмечает Ш. Зоргбиб, отчасти способствовала его успеху: "идеалист чувствителен к содержащемуся в нем

процесс зависит от множества факторов. Если "функционализм", придавая политическим институтам немаловажное значение, считает их производными, или же

"мондиализму"; реалист успокоен сохранением в среднесрочной перспективе, основных атрибутов государственного суверенитета - в конечном счете "финальная

параллельными экономическим, социальным и др. процессам, то "федерализм" ставит их в центр своей концепции. Вместе с тем его представители (А. Этциони, А.

фаза", как и в других доктринах, может быть отодвинута в очень далекое будущее". Очевидно и практическое влияние "функционализма" - особенно на

Спинелли, К. Фридрих, Дж. Элэзэр и др.) характеризуют федерализм как "договорный отказ от централизма, структурно оформленную дисперсию полномочий между различными

создание и развитие Организации Объединенных Наций и, в частности, такого ее института, как ЭКОСОС (Социальный и экономический совет Объединенных Наций), получившего

центрами, законные полномочия которых гарантируются конституцией". Международная интеграция на пути федерализма рассматривается по аналогии с "внутренними

мандат на координацию межгосударственной деятельности в соответствующих сферах. В Хартии ООН уделено значительное внимание именно ее функциональным обязанностям, а

режимами" государств, построенными на принципах федерального устройства, то есть - на основе этатистской модели. В основе этой модели лежит несколько принципов,

Генеральная Ассамблея формирует такие институты, как Конференция Объединенных Наций по торговле и сотрудничеству и Организация Объединенных Наций по индустриальному

раскрывающих ее суть. Во-первых, это двойное гражданство в условиях существования центрального и регионального правительств. Во-вторых, - многообразие роли региональных

развитию. В то же время именно практическое применение положений "функционализма" в практике международной интеграции обнаружило и его недостатки. Во-первых,

правительств. В-третьих, - цикличность изменения силы и роли региональных правительств. Наконец, в-четвертых, это происхождение федерализма, которое имеет два источника

его следствием стала слишком большая децентрализация международного сообщества, определенная дисперсия его усилий. Громоздкие и многочисленные технические организации

и, соответственно, две цели: воздействие центростремительных сил и проблем, влекущих за собой федерализм как средство проведения единой политики; влияние центробежных

породили новые проблемы координации. Одновременно появилась и опасность того, что параллельно с падением значения государственного суверенитета будет происходить рост

сил, в результате которого федеративные признаки формируются с целью предотвращения распада общества. "Федерализм" обоснованно подчеркивает то значение,

суверенитета специализированных организаций. Так, представитель МОТ на конференции в Сан-Франциско отказывался от субординации ООН во имя суверенитета своей организации.

которое имеет для международной интеграции политическая воля ее участников, а также роль распределения полномочий, их фрагментации между различными уровнями, как гарантии

Во-вторых, обнаружилось, что в реальной

против возможных злоупотреблений своей властью со стороны центра.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи