страна, торговых, меркосур, экономический, товары

Мировые экономические союзы. Экономические блоки и содружества государств. Часть 1

Категория: Международная арена

Существенные сдвиги в развитии мировой торговли во второй половине XX века способствовали возникновению новых явлений в ее международной организации. К числу этих явлений

безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма "свободная торговля" или

относится так Называемый регионализм, т. е. соглашения об особенно тесном сотрудничестве отдельных стран по типу зон свободной торговли, таможенных союзов. Число таких

протекционизм не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, на котором определяется решение о выборе экономической политики группы

группировок к концу 90-х годов по разным оценкам составляло от 80 до 100. По оценке Всемирного банка в рамках таких зон осуществляется около половины мировой торговли.

государств в отношении третьих стран. Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между некоторыми странами,

Среди наиболее известных зон: Европейская ассоциация свободной торговли, Европейский союз, Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА), Организация

перерастающие в так называемые "торговые войны" (например, тресковые, виноградные, масляные "войны" между странами-членами ЕС). К концу 90-х годов

Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и др. Участники девяти крупнейших международных региональных торговых блоков представлены ниже: 1.

происходит переход от "торговых войн" к внешнеэкономическим. Если торговые войны принимают форму жестких мер, направленных на противодействие или поощрение

Европейский союз (ЕС) - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды,

экспортной экспансии с помощью государственного регулирования (тарифного, нетарифного квотирования, лицензирования, налогов и т. п.), то во внешнеэкономической борьбе

Греция. 2. Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика. 3. Европейская Ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия,

используются иные приемы и методы конкуренции. Прежде всего, имеется в виду стремление поставить под контроль ключевые отрасли экономики какой-либо страны путем экспорта

Швейцария, Лихтенштейн. 4. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая

товаров в подготовленную для этого инфраструктуру. И как результат - угроза их "отторжения" либо последующее наращивание экспорта сопутствующих товаров и

Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили. 5. МЕРКОСУР - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай. 6.

объектов. Завершающим шагом становится "кредитный удар", перекачка национального дохода, и др. На пути к единой, глобальной системе мирового рынка лежит еще

Южноафриканский комитет развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве. 7. Западноафриканский

много препятствий и противоречий интересов, которые будут возникать в ходе взаимодействия отдельных стран и торгово-экономических группировок друг с другом.

экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-т'Ивуар, Буркина-Фасо, Нигерия, Того, Сенегал, Бенин, Мали. 8. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК)

Страны-участницы торгово-экономических блоков, понимая сложность и противоречивость современной ситуации на мировом рынке, стремятся искать пути для позитивного решения

- Индия, Пакистан, Шри Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал. 9. Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия. К формированию подобных блоков приводят

имеющихся проблем и противоречий. Региональные торговые группировки, по мнению Всемирной торговой организации, ослабляют согласованные в ее рамках механизмы регулирования

объективные процессы политического, экономического, исторического характера. Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство.

международной торговли и препятствуют глобальной экономической интеграции. В связи с этим ВТО выступает за принятие единого свода правил, регламентирующих условия

Активизация таких процессов с одной стороны способствует развитию международной торговли (в рамках зон, блоков, регионов), а с другой - создает для нее ряд препятствий,

создания торговых блоков. Так, торговая политика участников торговых блоков должна быть совместима с нормами ВТО, а соглашения - открытыми для присоединения к ним других

свойственных любому в той или иной степени закрытому формированию. В частности, учреждение льготных тарифов в рамках регионального объединения приводит к тому, что

стран. Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР). Крупнейший из союзов, наиболее динамично развивающийся и влиятельный - МЕРКОСУР, созданный в 1991 году на основе

торговля ведется неэффективно. Этот процесс в международной практике характеризуется как "торговое отклонение". Для получения наилучших результатов страна

Асунсьонского договора. По размерам и экономическому потенциалу МЕРКОСУР представляет собой второй (после ЕС) таможенный союз и третью (после ЕС и Североамериканской зоны

должна руководствоваться принципом "сравнительных преимуществ". Так, если США импортирует мексиканские товары только потому, что разрешен их беспошлинный

свободной торговли) зону свободной торговли. Организационная структура МЕРКОСУР отличается гибкостью, простотой и практичностью, которая предусматривает обязательное

ввоз, при том, что у Малайзии или Тайваня имеется сравнительное преимущество в производстве ряда товаров над мексиканскими, то торговля несомненно становится менее

представительство правительства каждой из четырех стран-участниц, но не предполагает создания какого-либо наднационального органа. Все решения принимаются на основе

эффективной. При этом размах "торговых отклонений" может быть весьма существенным. Решающим критерием оценки региональных соглашений является то, насколько

консенсуса. Высшим руководящим органом МЕРКОСУР является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и экономики. Созывается он не реже одного раза в

существенное различие проводят они между странами-членами соглашения и теми государствами, которые в этих соглашениях не участвуют. Международная практика

полгода. Его встречи завершаются проведением саммитов, утверждающих решения Совета. Исполнительным органом является Группа общего рынка (ГОР), в состав которой входят

свидетельствует, что высокие внешние тарифы, например, рынка МЕРКОСУР приводят к тому, что Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай импортируют товары друг у друга, даже

четыре полномочных представителя и четыре их заместителя от стран-участниц, назначаемых правительствами и включающих представителей министерств иностранных дел, экономики

если для них было бы выгоднее купить их где-то еще. Группировка стран в экономические блоки не означает

и центральных банков. Координация деятельности ГОР осуществляется МИД стран-участниц.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи