государства, система, регулирование, хозяйство, процент

Экономика Японии. Японская экономическая модель. Часть 3

Категория: Международная арена

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевро-пейцев на 10 часов. Более

организацион-ного характера, которые обеспечивают их значительную эффективность и реализуемость. Общегосударственные экономические планы — это своего рода государственные

продолжительная рабочая неделя в значительной степени определя-ется системой оплаты труда, которая делится на три категории: базовая ставка, сверхурочная и премиальная.

инвестиционные программы, рекомендуемые и под-держиваемые экономическими и социальными ресурсами всего государства. В условиях государственного регулирования и широкой

Базовая ставка обычно устанавливается на возможно низком уровне, а сверхурочные и премии, которые можно ме-нять более свободно, используются в виде «буферной оплаты». Они

поддержки развивалось сельское хозяйство, основу которого составляют мелкие фермы. Наемный труд и арендные отношения не получили здесь широкого распростра-нения. Только

увели-чиваются в период хорошей хозяйственной обстановки и понижаются во время спадов, когда затягиваются пояса. Эта система оплаты очень эффек-тивна для избежания

7% хозяйств имеют более 2 га земли, а 70% всех хозяйств по-лучают свои доходы вне отрасли, в основном в промышленности и сфере ус-луг. Владельцы мелких земельных участков

банкротств. В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого

работают у себя в хозяйстве лишь в праздничные и выходные дни. Государство является монопольным покупателем многих видов сельскохозяйственной продукции по ценам выше

низкооплачиваемого работника, тогда как в США — в среднем в 100 раз. Система использования рабочей силы вместе с многоступенчатой структурой организации производства

мировых. Эта поддержка создает искусственный климат для данной отрасли. Важное место в системе регулирования занимают процентные ставки и ва-лютный контроль с разделением

функционировала чрезвычайно эффективно и была источником конкурентной силы. Она способствовала частой ротации персонала в начальной стадии их карьеры, что

внутреннего и мирового рынков. Комитет по политике Банка Японии (высший орган принятия решений банком) устанавливал депозитные и ссудные ставки в пределах минимума.

благоприятствовало быстрому усвоению стиля поведения компании и установлению неформальных отно-шений среди различных групп одной организации. Принятие решений на ос-нове

Депозитный процент по каждому виду, краткосрочный процент и привязанная к нему вся система процентных ставок следовали за движением официальной учетной ставки. Наряду с

согласия всех сторон было инструментом распространения информации и принятия ответственности различными людьми за дела компании. Постоянный контроль со стороны высших

количественным ограничением банковского кредитования это позволяло до начала 70-х годов эффективно осуществлять прямое кре-дитно-денежное регулирование, а также занижать

управляющих минимизировал возможные ошибки. Но подобная система усложняла аппарат управления, делала его громоздким. Роль государства. Особенность экономической модели

издержки привлечения средств банками и в определенной мере капитальные издержки компаний. В 70-е годы началась либерализация процентных ставок на финансовых рын-ках,

состоит в единстве государственного аппарата и крупного капитала в решении общих проблем. До сих пор отмечается высокая координация действий промышленных, торговых,

которая включала не только освобождение ссудного процента, но и процента по депозитам и другим инструментам мобилизации средств банками и предприятиями, который долгое

банковских компаний и правительства. Государственное предпри-нимательство в послевоенный период занимало скромное место. В стране широко используется система

время устанавливался на заниженном уровне. Своеобразие японской экономической модели дополняется также ролью высших должностных лиц. По принятому обычаю их указания

общегосударственного, регионального, целевого, отраслевого и внутрифирменного планирования. На общегосударственном уровне разрабатывается целая система планов, прогнозов,

обязательны для исполнения фирмами. Если кто-то их нарушает, для назидания наказы-вают одну фирму, но сурово. Как видим, рассмотренная экономическая модель построена на

программ ин-дикативного характера, означающих основные и желательные для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Общегосударст-венные планы в

значитель-ном ограничении действия рыночных сил. До конца 1993 г., по данным ко-миссии справедливых сделок, до 40% всей производимой продукции явля-лось объектом тех или

связи с незначительной долей государственного сектора на-правлены главным образом на регулирование деятельности частных фирм. Основные цели и задачи общенациональных

иных ограничений и государственного регулирования. На основе экономических и административных принципов управления госу-дарству удавалось эффективно проводить в жизнь

планов экономического разви-тия конкретно воплощаются в содержании внутрикорпоративных планов, ко-торые имеют директивный характер. Этим образуется сложная

выработанную с участием предпринимательских кругов политику. Экономическая модель Японии за последние десятилетия претерпела по-степенные изменения от

взаимоувя-занная система планирования. Внутрикорпоративные планы в свою очередь также учитываются при разработке общегосударственных программ через механизм консультаций

«полугосударственной" до более открытой и опи-рающейся на рыночные принципы. Так, многие промышленные компании перешли на принцип прямого финансирования (выпуск

с крупнейшими объединениями частных компаний — «Кэйданрэн», «Дюкай», «Никкэйрэн», а также с соответствующими ассо-циациями и финансово-промышленными группами. Система

ценных бумаг, осо-бенно акций и других инструментов). В 1981—1985 гг. выпуск акций и дру-гих инструментов, таких, как обратимые и гарантированные ценные бумаги, составлял

общегосударственных планов складывается из пяти групп планов — план экономического и социального развития, план развития и использования земель, рационального размещения

1/4 мобилизуемых фирмами средств. В 1989 г. они уже превысили 70%. Однако все это время государственные органы, в частности, министер-ства финансов внешней торговли и

производительных сил, отраслевые планы, целевые общегосударственные программы и региональное планирование. Планы и программы, несмотря на свою индикативность,

промышленности, выполняли функции административного регулирования хозяйствующих субъектов и протекционистской и патерналистской их защиты, уделяя первостепенное внимание

подкрепляются широким арсеналом средств финансового, правового и

стабильности хозяйственной среды.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи