магазинов, дискаунтеры, формата, ассортимент, форматах

Дешево и сердито? Часть 3

Категория: Международная арена

Кризис-формат. На универсамах эконом-класса кризис скажется в наименьшей степени, считает Радаев. Ссылаясь на майское исследование компании «Ромир», он говорит о том,

массового перехода в разряд «жестких дискаунтеров», на мой взгляд, не случится. Отчасти экономичный формат будет поддерживаться и розничными рынками, вытеснение которых

что 40 % россиян согласны отказаться от покупки более дорогих продуктов в пользу их более дешевых аналогов, и переток покупателей из супермаркетов в дискаунтеры

также на время притормозится. Исторически « — Дикси» был жестким дискаунтером, так что, если потребуется действительно значительно сократить ассортимент, мы это

уже происходит. Например, еще в начале кризиса компания X5 Retail Group объявляла, что около 10 % покупателей «перетекли» из «Перекрестка» в «Пятерочку»,

сделаем, — говорит Григорий Смоленский, руководитель отдела IR ГК «Дикси». — На сегодняшний момент ассортимент у нас останется в пределах 3500 SKU, сокращать мы его не

говорит Радаев. В официальном отчете X5 Retail Group сообщается, что за первый квартал 2009 г. продажи в «Пятерочке» выросли на 51 % (в долларах) по отношению к

планируем. — «Магнит» не сокращает ассортимент. Естественно, произошло перепозиционирование и оптимизация товарных матриц. Мы немного сократили количество товарных

соответствующему периоду прошлого года. Трафик увеличился на 6 %, а сумма чека — на 11 %, что больше аналогичных показателей в других форматах группы:

позиций под частной маркой и при этом не потеряли в объеме. То есть сделали упор на развитие тех позиций, которые дают максимальный объем продаж, — говорит Гончаров.

в супермаркетах трафик уменьшился на 3 %, хотя рост суммы чека тот же — 11 %, в гипермаркетах посещаемость выросла на 1 %, а чек — на

Денис Шириков прогнозирует, что в ассортименте многих магазинов будет увеличиваться доля частной марки, что как раз свойственно дискаунтерам, однако происходить это будет

10 %. Однако Григорий Смоленский из «Дикси» отмечает, что какого то значительного перетока потребителей из одного формата в другой он не видит. Наши

не такими быстрыми темпами, как можно было бы предположить. С частными марками связана не — только проблема спроса и узнаваемости, это еще и культура

конкуренты — из более высоких ценовых сегментов сейчас стали вести более агрессивную ценовую политику, — говорит он. — Понятно, что аудитория премиальных

производства. Должны найтись такие компании, для которых выпуск частных марок станет основным видом бизнеса. То есть они полностью откроют перед ритейлером всю систему

магазинов не будет ходить в дискаунтеры, а если говорить о супермаркетах, то они сейчас вполне конкурентны, и та политика, которую они теперь исповедуют, тоже максимально

затрат, согласуют уровень своей доходности и, подавив амбиции, готовы будут зарабатывать столько, сколько прописано в контракте с сетью. А главное — смогут обеспечить

приближена к эконом-классу. Кирилл Терещенко отмечает, что с наступлением кризиса покупательские потоки на рынке разделились на две основные категории. Первая — это

стабильное качество, с этим пока возникают основные проблемы, — говорит Шириков. Однако Григорий Смоленский сообщает, что сеть не планирует внедрять новые собственные

клиенты гипермаркетов, торговых центров и больших супермаркетов с частотой покупки 1-2 раза в неделю и средним чеком от $10-15 и выше, второй поток — это клиенты всех

торговые марки. В начале 2008 г. товары private label составляли 6 % в ассортименте, по итогам года было 8 %. — Сейчас доля продаж частных марок

дискаунтерных сетей и сетей экономичных универсамов, а также сетей магазинов в формате у дома с частотой покупки 3-4 раза в неделю и средним чеком до 180-200 руб. Все

держится на уровне прошлого года, мы рассчитываем, что доля частных марок не превысит 10% от оборота по итогам 2009 г., — говорит Смоленский. С нуля. Олег Царьков,

остальные покупки в различных категориях совершаются в магазинах других форматов на импульсной основе. Причем конкуренции между этими категориями покупателей у сетей

управляющий партнер Svarog Capital, предполагает, что теоретически в дискаунтеры могут быть переформатированы магазины у дома, но они, на его взгляд, и так весьма

разных форматов сегодня практически не наблюдается. Но позиции магазинов эконом-класса значительно укрепились в кризис. Их рентабельность была самой низкой, сейчас, в

эффективны, и владельцы вряд ли захотят их продавать. А те сети, которые выставлены на продажу, обременены таким объемом долгов, что ни один инвестор на подобные сделки

кризис, она повысилась за счёт притока покупателей из других форматов, считает Терещенко. Однако кризис ударил и по сетям эконом-формата. По оценке Радаева, сегодня

не польстится. Олег Бакун отмечает, что формат дискаунтера подразумевает жесткий стандарт торгового зала и торговой площади, полочного пространства магазинов и т. п. На

вместе с гипермаркетами на них приходится примерно 13-14 % оборота розничной торговли. Но если до кризиса сети эконом-формата («Магнит», «Пятерочка», «Копейка»

практике форматы магазинов даже крупных ритейлеров эконом-сегмента –«Магнита», «Пятерочки» и «Копейки» — могут различаться в несколько раз (в том числе за счет сделок

и «Дикси») открывали более чем по 100 новых торговых объектов в год, то уже осенью 2008 г. многие программы развития оказались заморожены. Как и в других форматах,

М&A). Соответственно, разрушается централизация функций управления ассортиментом, полочным пространством и т. д. Логистика становится все более затратной, оптимизация

завершаются прежде всего объекты с высокой степенью готовности. Но поскольку ведущие сети, похоже, справляются с долговой нагрузкой, рост торговых объектов не

бизнес-процессов — затруднительной. Европейский опыт — показывает: чтобы сохранить единый стандарт форматов магазинов и добиться максимальной централизации

прекратится, просто былые планы будут реализовываться в ближайшие год-два на 50-70 %, говорит Радаев. Олег Гончаров из «Магнита» сообщает о том, что компания

функций, необходимо строительство новых магазинов. Только за счет оптимизации функций и стандартизации бизнес-процессов возможно добиться максимально низкого уровня

откорректировала планы по развитию сети магазинов у дома в сторону увеличения. До кризиса собиралась запустить 250 магазинов, теперь в планах открытие 430 магазинов на

операционных затрат. В российской практике реализация девелоперских функций требует от ритейлеров больших и дешевых инвестиций, которые доступны только для крупных

протяжении текущего года. В то же время компания уменьшила капиталовложения в развитие сети гипермаркетов, вместо запланированных 11 она откроет 5-9 до конца года.

национальных игроков, — говорит Олег Бакун. Вложения, необходимые для того, чтобы открыть один — дискаунтер, исчисляются несколькими сотнями тысяч долларов. При

Основная причина в том, что магазины у дома — гораздо менее капиталоемкие проекты. Открытие одного такого объекта (не считая затраты на недвижимость) стоит $183 тыс.

этом годовая выручка на один м2 оказывается не ниже, чем в супермаркетах (от $5 тыс.до $10 тыс.), — говорит Радаев. По его оценке, оборот одного гипермаркета может

Гипермаркет обходится компании в $12-24 млн. В своей декабрьской презентации главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис заявил о том, что в 2009 г.

равняться обороту двадцати дискаунтеров, и чтобы окупаться, в данном формате нужно открыть достаточно большое число торговых объектов, а значит, развиваться в

капитальные затраты компании составят не более $ 500 млн (в два раза меньше, чем в 2008 г.), при этом большая их часть будет направлена на открытие

периферийных городских районах с высокой плотностью населения. Правда, пример лидера этого сегмента — сети «Магнит» показывает, что стратегия развития через небольшие

дискаунтеров. Переформатирование? Эксперты считают, что магазины эконом-формата будут по своему позиционированию приближаться к дискаунтерам. По словам Терещенко, матрица

провинциальные города может быть вполне успешной, считает Вадим Радаев, д. э. н., профессор, первый проректор ГУ-ВШЭ. Национальный директор по работе с ключевыми

начнет сужаться, пока что она вынужденно широкая — несмотря на кризис, покупатель всё ещё требует выбора для своей потребительской корзины и не хочет докупать необходимые

клиентами России, стран СНГ и Монголии компании «Дирол Кэдбери» Кирилл Терещенко убежден, что в областях и регионах магазины эконом-класса более успешны, чем в

ему товары в нескольких форматах торговли. В официальном отчете X5 Retail Group заявляет о том, что собирается на 20 % сократить ассортимент «Пятерочки» (с 3500

городах-миллионниках. Однако в масштабах провинциального города выдерживать формат дисканутера невозможно — не окупится. Ведь пороговый оборот, начиная с которого

SKU до 3000 SKU). Причем концепцию «самой низкой цены» сеть планирует применить ко всему ассортименту, а не только к базовым продуктам потребительской корзины, как

дискаунтер может быть прибыльным, — это примерно $ 300-500 млн в год. Низкая ценовая политика достигается — за счет минимального набора услуг и низких

раньше. По словам Радаева, до кризиса ожидалось, что ускоренный рост магазинов эконом-формата продолжится, но наиболее интенсивное развитие ожидает гипермаркеты как

капитальных расходов. Например, стоимость открытия одного «Магнита» составляет $ 200 тыс. Если за квартал магазин не выходит на плановые показатели — его просто

наиболее перспективную форму для освоения новых территорий. При этом предполагалось, что часть этих универсамов будет преобразована сетевыми компаниями в «магазины у

закрывают, — добавляет Царьков. — Во время кризиса мы вынуждены большее количество магазинов открывать на арендованных площадях. Предыдущие три года мы наращивали долю

дома», то есть они перейдут в более высокую ценовую нишу. Кризис явно затормозит эту тенденцию, заставив выдерживать более экономичную политику. Будет

собственных магазинов и довели её до 31,2% в 2008 г. В 2009 г. она не изменится. Открывая магазины на арендованных площадях, мы можем обеспечить гораздо более быстрый

упрощаться — ассортиментная матрица, в первую очередь за счет сокращения числа наименований продукции в одной товарной категории, — говорит Радаев. — Но эта

возврат инвестиций. Впрочем, мы не забываем о продолжении начатых строек и покупке готовых помещений, — говорит Гончаров, директор департамента по работе с инвесторами

тенденция имеет свои пределы, и

сети «Магнит».

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи