политической, культуры, стран?, будущем, модели

О моделях политической культуры. Часть 1

Категория: Интеллектуальная собственностью

В настоящее время в развитых странах, со стабильной экономикой и устойчивой политической системой, как, впрочем и развивающихся странах, обнаружился повышенный интерес к

либерально-демократическая и, уступающая ей в своей популярности - тоталитарно-авторитарная. О моделях политической культуры. Простая констатация факта существования того

планированию развития основных сфер деятельности как отдельных стран, так и их групп (разные комбинации федеративного и конфедеративного устройства). Это вызвано все

или иного комплекса элементов, которые можно было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос о том, как эти элементы реализуются в

более углубляющимися внешними интеграционными процессами, и связано с объединением экономической, единой политической, а также военной сфер активности. Эти процессы,

конкретном политическом процессе, поведении различных групп и слоев населения. Дело в том, что одни и те же политические установки, целостно-нормативные ориентации и

объективно существующие в настоящем времени (Европейское Сообщество - как показатель единого пространственно-экономического объединения; НАТО - политико-военный союз,

идейно-политические принципы у разных людей и социальных групп в конкретном политическом поведении проявляются по-разному. Это особенно важно учесть при оценке и

созданный для совместного обеспечения безопасности ряда стран, входящих в этот союз) , заставляют задуматься о будущем: грядет ли объединение стран с разными

характеристике политической культуры разных стран и народов. Необходимо исходить из факта существования многих региональных и национальных вариаций политической культуры.

политическими культурами и системами в одно макрогосударство с единой политической системой и интегрированными органами управления или же мировое сообщество ограничится

Скажем, нельзя говорить о единой для Европы и Ближнего Востока, Западного полушария и Дальневосточного региона и т.д. модели политической культуры. Но все же каждой

территориальной целостностью с дифференцированными политическими пространствами? А может быть процессы распада отдельных супердержав (Советский Союз, Канада) центробежной

общественно-политической системе соответствует особая, собственная базисная модель (или модели) политической культуры, которая в каждой конкретной стране проявляется в

силой вызовут ответную реакцию распада других стран с аналогичной формой государственного устройства? На эти вопросы с абсолютной точностью невозможно ответить, ибо

национально-специфических формах. Как правило, важнейшие элементы каждой базовой модели характеризуются универсальностью и определяются общемировоззренческими установками

налицо дефицит информации, но все же возможна попытка прогноза с той или иной степенью вероятности. Актуальность будущего “миропорядка” вытекает из осознания того, что

и ориентациями людей независимо от их национально-государственной принадлежности. В этом качестве в обобщенной, абстрагированной форме они составляют системообразующие

общество делает свое будущее само в настоящем, используя опыт прошлого, т. о. возможность грядущей катастрофы (как это было в Германии в 30-х гг., когда на выборах в

компоненты политической культуры и разделяются большинством населения соответствующих стран. Вместе с тем эти компоненты в каждой отдельной стране, как говорилось выше,

парламент большинство получила Национал-Социалистская партия Германии, лидером и идейным вдохновителем которой был Адольф Гитлер) значительно снижается, когда общество

проявляются в специфически национальных формах. Это естественно, поскольку в формировании национального самосознания, самой национальной идентичности участвуют как

исправляет свои ошибки в настоящем и не оставляет шанса на их возрождение в будущем. Понятие “Грядущий миропорядок” многогранно и емко: наряду, с казалось бы, очевидным

универсалистские, так и сугубо национально-культурные элементы. Как отмечал известный американский политолог С. Коэн, “ни одна политическая система ни в одной стране не

вопросом “каково будущее политическое устройство мира?” , возникают, по мере осознания темы, второстепенные - имеет ли территориальный аспект место или нет? Как

будет стабильной, если она не рождена в самой этой стране, на ее почве как результат развития собственной политической культуры” . Так, общественно-исторические,

увязывается монархическая форма правления с республиканской, которая становится все более популярней у развивающихся и вновь возникающих стран? Каково влияние

национально-культурные, географические, религиозные и иные особенности формирования и эволюции каждой нации и национального самосознания, естественно, наложили свой

политической культуры на развитие той или иной страны в будущем? Из всех вышеприведенных вопросов, важнейшим, на мой взгляд, является вопрос о политической культуре и ее

глубокий отпечаток на содержание и форму ее политической культуры. Это, в свою очередь, предполагает необходимость выделения соответствующих моделей политической

влиянии на развитие каждой отдельной страны, поэтому представляется необходимым более детальное рассмотренное этого вопроса для того, чтобы выяснить, каков же

культуры. Симптоматично, что уже первые авторы, обратившиеся к данной проблематике, предложили собственную типологизацию политических культур. Учитывая как позитивные,

“миропорядок” в настоящем с тем, чтобы сказать, каким он будет в будущем. В настоящее время среди многообразия политических культур и течений, определяющих (будучи

так и не во всем приемлемые доводы и аргументы всех названных подходов, представляется возможным сформулировать собственные модели политической культуры:

доминантой в конкретной стране) развитие и функционирование важнейших государственных институтов, выделяются две основные, базисные политические культуры: преобладающая

либерально-демократическую, авторитарную и тоталитарную. Между ними располагается целый спектр всевозможных национальных или иных вариантов и разновидностей политической

культуры.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи