конкуренция, монополии, равновесной, товаров, которых

Рыночный механизм и его функции. Часть 7

Категория: Интеллектуальная собственностью

Наконец, главный фронт “сражения” проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них

товарный дефицит, что с иной стороны приводит рыночную цену к уровню равновесной цены. Сейчас можно сделать обобщающие выводы об экономической роли конкуренции. Закон

стремится продать свои изделия подороже, а вторая – купить вещи по меньшей цене. Теперь стоит задумываться над вопросом: какая же армия выигрывает сражение? …

конкуренции оказывает более сильное воздействие на поведение субъектов рынка по сравнению с законами спроса и предложения. Свободная конкуренция как бы заставляет

Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Кроме того, важно

чрезмерно высокие и очень низкие цены двигаться к точке равновесия. Это центростремительное движение ведёт в конечном счёте к равенству противоборствующих сторон. Прямая

следующее обстоятельство. Для эффективного воздействия конкурирующих сил на рыночную цену требуется достаточно большая – так называемая критическая масса продавцов и

причастность рыночной состязательности к образованию равновесной цены и равновесного количества товаров связана с правилами конкурентной “игры” . Конкуренция выполняет

покупателей. В странах с многочисленным населением такая масса насчитывает несколько миллионов человек. В таком случае национальная конкуренция выступает в качестве

троякую роль. Во – первых, благодаря соперничеству утверждаются нормальные условия производства и обращения. Во – вторых, рыночная состязательность прокладывает дорогу

мощной силы, которая направляет деятельность всех агентов рынка по каналам, о которых, они, пожалуй, и не подозревают. Конкуренция как рыночный регулятор закономерно

всему новому, передовому. В – третьих, разрушаются и устраняются с рыночной арены все неэффективные и отсталые хозяйства. Вследствие всего этого в обществе происходит

воздействует на три явления. Во – первых, она воздействует цены, предлагаемые продавцами и покупателями. Во – вторых, конкуренция устраняет нестабильное и неравное

расслоение. Выделяются те, кто преуспевает, опираясь на технические, организационные и экономические достижения. Имеются и опустившиеся ниже общественно нормального

соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка. В – третьих, она приводит общую рыночную цену к точке равновесия. Существует три основных уровня рыночной

уровня, разорившиеся и потерпевшие крах. Думается, некоторые участники ожесточённых экономических битв мечтают о рынке без конкуренции. Однако тут же возникают сомнения.

цены. Они характеризуют свойственное свободному рынку стихийное колебание спроса, предложения и цен. Первый уровень: нормальная цена. Это равновесная цена, которая

Возможен ли такой рынок и как его можно создать? Кому это выгодно и кому не выгодно? Что же, эти сомнения мы попытаемся разрешить в следующей главе. 2.2 Взаимодействие

устанавливается, когда спрос и предложение уравновешиваются в точке Р. Спрашивается: происходит ли в данном случае конкурентное сражение среди всех продавцов и

монополии и рыночного механизма. Монополия – крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. В экономической

покупателей? Вполне очевидно, что такого сражения нет. Ибо цены, предлагаемые всеми субъектами рынка, совпадают. Второй уровень: выше величины равновесной цены. В этом

литературе даётся следующая классификация видов монополий. 1. С учётом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций. В масштабе

случае предложение благ превышает спрос на них. В итоге в рыночном пространстве образуется зона избытка товаров. Несомненно, что в данный момент конкуренция обостряется в

определённой отрасли – чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над

рядах продавцов, что раскалывает их единство. Кто может победить в этом междуусобном сражении? Очевидно, “выигрывает” тот продавец, который реализует продукты по ценам,

количеством товаров, предназначенных, для продажи, и их ценой. В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или

более близким к равновесной цене. Удешевление продукции расширит сбыт его изделий. Тогда возникает своеобразная “цепная реакция” : расширяется продажа товаров по более

его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т.п.) . Монопсония (чистая и абсолютная) – один покупатель ресурсов, товаров. 2. В

низким ценам всё возрастающем числом продавцов. Стало быть, усиление конкуренции среди продавцов способствует понижению чрезмерно высоких цен, увеличивает сбыт продукции,

зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий. Естественная монополия. Ею обладают собственники и хозяйственные организации, имеющие

что приводит рыночную цену к равновесному уровню. Третий уровень: ниже величины равновесной цены. Это означает, что спрос превышает предложение. Следствием того возникает

в своем распоряжении редкие и свободно не производимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки под виноградники) . Сюда также относятся

дефицит товаров. Тогда, несомненно, усиливается конкуренция среди покупателей. Верх среди них одерживает тот, кто станет покупать товары по более высокой цене. И в этом

целые отрасли инфраструктуры, имеющие особенно важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс и т.п.) .

случае возникает “цепная реакция” , но другого характера. Увеличивается приобретение продуктов всё возрастающем числом покупателей за более высокую цену. Значит,

Существование естественных монополий оправдывается тем, что они дают огромный экономический выигрыш от больших масштабов производства. Здесь создают товары с меньшими

обострение конкуренции среди покупателей влечёт за собой повышение очень низких цен, устраняет

затратами по сравнению с расходами ресурсов, которые были бы на множестве аналогичных фирм.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи