Д||аентов-политологов, мораль, государств, власти, реализм

Современные теории международных отношений. Часть 2

Категория: Интеллектуальная собственностью

В то же время следует отметить, что идеализм в течение длительного времени (а в некотором отношении - и по сей день1) считался утратившим всякое влияние и уж во всяком

объективными законами, корни которых находятся в вечной и неизменной человеческой природе. Поэтому существует возможность создания рациональной теории, которая в

случае - безнадежно отставшим от требований современности. И действительно, лежащий в его основе нормативистский подход оказался глубоко подорванным вследствие нарастания

состоянии отражать эти законы - хотя лишь относительно и частично. Такая теория позволяет отделять объективную истину в международной полигике от субъективных суждений о

напряженности в Европе 30-х годов, агрессивной политики фашизма и краха Лиги Наций, развязывания мирового конфликта 1939-1945 гг. и "холодной войны" в

ней. 2. Главный показатель политического реализма - "понятие интереса, выраженного в терминах власти". Оно обеспечивает связь между разумом, стремящимся

последующие годы. Результатом стало возрождение на американской почве европейской классической традиции с присущим ей выдвижением на передний план в анализе международных

понять международную полигику, и фактами, подлежащими познанию. Оно позволяет понять политику как самостоятельную сферу человеческой жизнедеятельности, не сводимую к

отношений таких понятий, как "сила" и "баланс сил", "национальный интерес" и "конфликт". Политический реализм не только

этической, эстетической, экономической или религиозной сферам. Тем самым указанное понятие позволяет избежать двух ошибок. Во-первых, суждения об интересе политического

подверг идеализм сокрушительной критике, - указав, в частности, на то обстоятельство, что идеалистические иллюзии государственных деятелей того времени в немалой степени

деятеля на основе мотивов, а не на основе его поведения. И, во-вторых, выведения интереса политического деятеля из его идеологических или моральных предпочтений, а не из

способствовали развязыванию второй мировой войны, - но и предложил достаточно стройную теорию. Ее наиболее известные представители - Рейнхольд Нибур, Фредерик Шуман,

его "официальных обязанностей". Политический реализм включает не только теоретический, но и нормативный элемент: он настаивает на необходимости рациональной

Джордж Кеннан, Джордж Шварценбергер, Кеннет Томпсон, Генри Киссинджер, Эдвард Карр, Арнольд Уол-ферс и др. - надолго определили пути науки о международных отношениях.

политики. Рациональная полигика - это правильная политика, ибо она минимизирует риски и максимизирует выгоды. В то же время рациональность политики зависит и от ее

Бесспорными лидерами этого направления стали Ганс Моргентау и Реймон Арон. 1 Работа Г. Моргентау "Политические отношения между нациями. Борьба за власть",

моральных и практических целей. 3. Содержание понятия "интерес, выраженный в терминах власти" не является неизменным. Оно зависит от того политического и

первое издание которой увидело свет в 48 году, стала своего рода "библией" для многих поколений (Д||аентов-политологов как в самих США, так и в других странах

культурного контекста, в котором происходит формирование международной политики государства. Это относится и к понятиям "сила" (power) и "политическое

''JSffaaa. С точки зрения Г. Моргентау международные отношения / ппЬдставляют собой арену острого противоборства государств. В остюве всей международной деятельности

равновесие", а также к такому исходному понятию, обозначающему главное действующее лицо международной политики, как "государство-нация". Политический

последних лежит их стремление к увеличению своей власти, или силы (power) и уменьшению власти других. При этом термин "власть" понимается в самом широком

реализм отличается от всех других теоретических школ прежде всего в коренном вопросе о том, как изменить современный мир. Он убежден в том, что такое изменение может быть

смысле: как военная и экономическая мощь государства, гарантия его наибольшей безопасности и процветания, славы и престижа, возможности для распространения его

осуществлено только при помощи умелого использования объективных законов, которые действовали в прошлом и будут действовать в будущем, а не путем подчинения политической

идеологических установок и духовных ценностей. Два основных пути, на которых государство обеспечивает себе власть, и одновременно два взаимодополняющих аспекта его

реальности некоему абстрактному идеалу, который отказывается признавать такие законы. 4. Политический реализм признает моральное значение политического действия. Но

внешней политики - это военная стратегия и дипломатия. Первая из них трактуется в духе Клаузевица: как продолжение политики насильственными средствами. Дипломатия же,

одновременно он осознает и существование неизбежного противоречия между моральным императивом и требованиями успешного политического действия. Главные моральные

напротив, есть мирная борьба за власть. В современную эпоху, говорит Г. Моргентау, государства выражают свою потребность во власти в терминах "национального

требования не могут быть применены к деятельности государства как абстрактные и универсальные нормы. Они должны рассматриваться в конкретных обстоятельствах места и

интереса". Результатом стремления каждого из государств к максимальному удовлетворению своих национальных интересов является установление на мировой арене

времени. Государство не может сказать: "Пусть мир погибнет, но справедливость должна восторжествовать!". Оно не может позволить себе самоубийство. Поэтому

определенного равновесия (баланса) власти (силы), которое является единственным реалистическим способом обеспечить и сохранить мир. Собственно, состояние мира - это и

высшая моральная добродетель в международной политике - это умеренность и осторожность. 5. Политический реализм отказывается отождествлять моральные стремления какой-либо

есть состояние равновесия сил между государствами. Согласно Моргентау, есть два фактора, которые способны удерживать стремления государств к власти в каких-то рамках -

нации с универсальными моральными нормами. Одно дело - знать, что нации подчиняются моральному закону в своей политике, и совсем другое - претендовать на знание того, что

это международное право и мораль. Однако слишком доверяться им в стремлении обеспечить мир между государствами - означало бы впадать в непростительные иллюзии

хорошо и что плохо в международных отношениях. 6. Теория политического реализма исходит из плюралистической концепции природы человека. Реальный человек - это и

идеалистической школы. Проблема войны и мира не имеет никаких шансов на решение при помощи механизмов коллективной безопасности или посредством ООН. Утопичны и проекты

"экономический человек", и "моральный человек", и "религиозный человек" и т. д. Только "политический человек" подобен

гармонизации национальных интересов путем создания мирового сообщества или же мирового государства. Единственный путь, позволяющий надеяться избежать мировой ядерной

животному, ибо у него нет "моральных тормозов". Только "моральный человек" - глупец, т.к. он лишен осторожности. Только «религиозным чeлoвeком»

войны - обновление дипломатии. В своей концепции Г. Моргентау исходит из шести принципов политического реализма, которые он обосновывает уже в самом начале своей книги. В

может быть лишь святой, поскольку у него нет желаний. Признавая это, политический реализм отстаивает относительную автономность указанных аспектов и настаивает на том,

кратком изложении они выглядят следующим образом. 1. Политика, как и общество в целом, управляется

что познание каждого из них требует абстрагирования от других и происходит в собственных терминах.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи