политики, государств, мировое, отношений, международных

Мировая политика

Категория: Интеллектуальная собственностью

Понятие "мировая политика" принадлежит к числу наиболее употребимых и одновременно наименее ясных понятий политической науки. Действительно, с одной стороны,

бы полезно внести некоторые уточнения. Взаимодействие государств на мировой арене, двусторонние и многосторонние связи между ними в различных областях, соперничество и

казалось бы, что и немалый исторический опыт, накопленный в попытках создания мировых империй или в реализации социально-политических утопий, и XX век, богатый на

конфликты, высшей формой которых выступают войны, сотрудничество, диапазон которого простирается от спорадических торговых обменов до политической интеграции,

глобальные события, затрагивающие судьбы всего человечества (стоит лишь напомнить о двух прошедших в первой половине нашего столетия мировых войнах, о наступившем затем

сопровождающейся добровольным отказом от части суверенитета, передаваемого в "общее пользование", - все это точнее отражается термином "международная

противостоянии двух социально-политических систем, продолжавшемся вплоть до фактического исчезновения одной из них, о возрастающей взаимозависимости мира на рубеже нового

политика". Что же касается понятия "мировая политика", то оно смещает акцент именно на ту все более заметную роль, которую играют в формировании

тысячелетия) - не оставляют сомнений в существовании выражаемого данным понятием феномена. Не случайно в теоретическом освоении мироцельности (мироведении, или

международной среды нетрадиционные акторы, не вытесняющие однако государство как главного участника международных общений. Очевидно, что различия существуют не только

мондиологии) - междисциплинарной области знания, привлекающей растущий интерес научного сообщества начиная с 70-80-х годов, - столь важную роль играют понятия

между мировой политикой и международными отношениями, но и между внешней и международной политикой: внешняя политика той или иной страны представляет собой конкретное,

"мировое гражданское общество" и "мировое гражданство". Но как известно, гражданское общество представляет собой, выражаясь гегелевским языком,

практическое воплощение министерством иностранных дел (или соответствующим ему внешнеполитическим ведомством) основных принципов международной политики государства,

диалектическую противоположность сферы властных отношений, т.е., иначе говоря, оно неотделимо от этой сферы, как неотделимы друг от друга правое и левое, север и юг и

вырабатываемых в рамках его более широких структур и призванных отражать его национальные интересы. Что касается негосударственных участников международных отношений, то

т.п. Что же касается "мирового гражданства", то оно "по определению" предполагает лояльность социальной общности по отношению к существующей и

для многих из них (например, для многонациональных корпораций, международных мафиозных группировок, конфессиональных общностей, принадлежащих, скажем, к католической

воспринимаемой в качестве леги-тимной политической власти, т.е. в данном случае оно предполагает существование мировой политики в качестве относительно самостоятельного и

церкви или исламу) международная политика чаще всего вовсе и не является "внешней" (или, по крайней мере, не рассматривается в качестве таковой). Вместе с тем

объективного общественного явления. С другой стороны, одна из главных проблем, которая встает при исследовании вопросов, связанных с мировой политикой, это именно

подобная политика выступает одновременно как: а) "транснациональная" - поскольку осуществляется помимо того или иного государства, а часто и вопреки ему и б)

проблема ее идентификации как объективно существующего феномена. Действительно, как отличить мировую политику от международных отношений? Вопрос тем более непростой, что

"разгосударствленная" - поскольку ее субъектами становятся группы лидеров, государственная принадлежность которых носит, по сути, формальный характер

само понятие ."международные отношения" является достаточно неопределенным и до сих вызывает дискуссии, показывающие отсутствие согласия между исследователями

(впрочем, феномен "двойного гражданства" нередко делает излишней и такую формальность). Разумеется, внешняя и международная политика государства тесно связаны

относительно его содержания. Поскольку пространство и поле в мировой политике могут быть выделены лишь в абстракции, нередко приходится встречаться с точкой зрения, в

не только друг с другом, но и с его внутренней политикой, что обусловлено, в частности, такими факторами, как единая основа и конечная цель, единая ресурсная база, единый

соответствии с которой и мировая политика в целом - не более, чем абстракция, выражающая взгляд политолога на международные отношения, условно выделяющего в них

субъект и т.п. (Именно этим, кстати говоря, объясняется и то обстоятельство, что анализ внешнеполитических решений возможен лишь с учетом расстановки внутриполитических

политическую сторону, политическое измерение. Думается, однако, что гораздо больше ясности в рассматриваемую проблему вносит иной подход, высказанный А.Е. Бовиным и

сил.) С другой стороны, как это ни кажется на первый взгляд парадоксальным, феномены "транснациональной" и даже "разгосудар-ствленной" политики

разделяемый В.П. Лукиным: "мировая политика" - это деятельность, взаимодействие государств на международной арене; "международные отношения" - это

все чаще становятся свойственными и межгосударственному общению. Действительно, как показывает швейцарский исследователь Ф. Брайар, внешняя политика все в меньшей и

система реальных связей между государствами, выступающих и как результат их действий, и как своего рода среда, пространство, в котором существует мировая политика. Кроме

меньшей степени является уделом только министерств иностранных дел. В силу возросшей необходимости сообща управлять все более сложными и многочисленными проблемами, она

государств, субъектами, участниками мирового общения выступают различные движения, организации, партии и т.п. Мировая политика - активный фактор, формирующий

становится достоянием большинства других государственных ведомств и структур. Различные группы национальных бюрократий, имеющие отношение к международным переговорам,

международные отношения. Международные отношения, постоянно изменяясь под воздействием мировой политики, в свою очередь, влияют на ее содержание и характер". Такая

часто стремятся к непосредственному сотрудничеству со своими коллегами за рубежом, к согласованным действиям с ними. Это приводит к развитию оккультных связей и

позиция облегчает понимание происходящего на мировой арене и вполне может быть принята в качестве исходной в анализе мировой политики. Вместе с тем, было

интересов, выходящих за рамки государственных принадлежностей и границ, что делает внутреннюю и международную сферы еще более взаимопроницаемыми.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи