процессы, интеграции, проблем, тенденции, указанные

Универсальные закономерности Международных отношений. Часть 2

Категория: Интеллектуальная собственностью

Представители социологии международных отношений с полным основанием привлекают внимание к тому обстоятельству, что формирование целостного мира сопровождается не только

Корсики), Англия (проблема Северной Ирландии), Испания (проблема баскского сепаратизма). Вылившиеся в погромы этнические волнения в Южной Калифорнии в мае 1992 г. также

интеграционными процессами, но и создает условия для исключения, отбрасывая на периферию всех, не способных включиться в сети международной взаимосвязи и оказывать

стали одним из выражений развития процессов обретения различными национальными и расовыми группами собственной идентичности (и, соответственно, противопоставления себя

влияние на ее направленность. Указанное исключение имеет сложный характер и отличается многообразием форм, его механизмы действуют как внутри того или иного общества, так

"другим"). Несмотря на решительные меры, предпринимаемые во всех описанных случаях правительствами соответствующих стран, включая применение военной силы,

и на мировой арене. В слаборазвитых странах оно отражает углубляющийся разрыв между сельским и городским населением, между новой буржуазией и широкими слоями

указанные процессы в лучшем случае "загоняются вглубь", адекватного же решения им до сих пор не найдено. Было бы, однако, неверным абсолютизировать ту или

люмпен-пролетариата. В развитых странах оно ускоряет формирование так называемого "четвертого мира", состоящего из иммигрантов и "новых бедных".

другую из указанных закономерностей. Как показал опыт "перестройки" и "нового мышления", политика, которая делает ставку на одну из них, -

Поэтому среди последствий усиления целостности мира немалое место занимают процессы депривации, возрастающей зависимости, клиентизации, распространения насилия и т.п.

указывая, например, на тенденцию к возрастающей целостности, взаимозависимости современного мира - при фактически полном игнорировании второй, противоположной ей

Развитие новейших средств коммуникации, спутниковой связи, видеотехники и т.п. способствует широкому распространению (в известном смысле универсализации) западных идеалов

тенденции, оборачивается тяжелыми ошибками и в конечном итоге поражением. Вот почему совершенно неуместными выглядят как возмущенное удивление по поводу развала СССР,

качества жизни, стандартов потребления, индивидуальных ценностей, демократических норм и т.п. В свою очередь, это ведет к возрастанию миграционных потоков в направлении

процессов "суверенизации" субъектов Российской Федерации ("Весь мир движется в направлении к интеграции, а мы пытаемся идти против течения"), так

более развитых стран, которые нередко поощряются руководством слаборазвитых государств, как определенное средство хотя бы частичного решения проблем занятости и

и попытки трактовать их в терминах "общественного прогресса" ("Развал империи следует рассматривать как позитивное явление, как освобождение народов и

"валютного голода". Массовая иммиграция ведет к дестабилизации социальных и политических отношений как в принимающих, так и в покидаемых иммигрантами странах,

реализацию ими естественного права самостоятельно решать собственную судьбу"). Суждения подобного рода грешат упрощением ситуации, ее примитивизацией, а потому

а нередко - и к обострению отношений между ними. Одновременно растет разрыв в уровнях развития между богатыми и бедными странами, с одной стороны, а с другой - внутри

вместо прояснения проблемы, уводят в сторону, лишают возможности осмыслить всю ее сложность и полноту. Вот почему не менее серьезной ошибкой, чем игнорирование тенденции

"третьего мира", мира бедных стран. Окраины разрастающихся мегаполисов "третьего мира" все более заметно превращаются в средоточие растущей

к дезинтеграции, была бы односторонняя ориентация только на нее при попытке осмысления современных международных реалий, а тем более - при выработке и проведении в жизнь

нестабильности, благоприятную среду кристаллизации радикальных религиозных и популистских движений (исламского фундаментализма - в арабских странах, радикального индуизма

политических решений. Так, уже сегодня видно, что процессы дезинтеграции бывшего СССР в ряде случаев достигли определенного "предела насыщения". Наблюдается

- в Индии, ани-мистского мессианизма - в Тропической Африке и т.п.). Указанные движения чаще всего принимают явно выраженный антизападный характер, порождая такой,

взаимная заинтересованность различных стран СНГ к сотрудничеству, в том числе и в столь решительно отвергавшихся еще недавно институциональных формах. При этом следует

неизвестный ранее феномен, как "дикая дипломатия", которая все более ощутимо затрудняет деятельность официальной дипломатии. В свете описанных процессов не

подчеркнуть, что существенную роль в интеграционных процессах играют со-циокультурные факторы. Мы можем и должны объяснять необходимость интеграции потребностями

столь уж неожиданными выглядят утверждения, согласно которым "время интеграции прошло, в мире начались дезинтеграционные процессы". Действительно,

экономического, экологического или любого иного характера. Но мы рискуем ничего не понять в происходящем, если упустим из виду, что, не будучи "освящены"

дезинтеграция характерна не только для бывшего СССР или происходящего под влиянием его кризиса и распада мирного раздела Чехословакии и кровавого - Югославии. Еще раньше

культурой, совокупностью общих ценностей, которым привержены "рядовые" люди, их коллективной исторической памятью, общностью ряда традиций, обычаев, элементов

тенденции к "суверенизации" проявились и продолжают наблюдаться сегодня в таких странах, как Турция (курдская проблема), Франция (проблема

образа жизни и т.п., указанные факторы не могли бы играть той роли, которую они, безусловно, играют в международно-политических процессах.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи