технологий, производстве, технически, покупатель, прибыль

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН

Категория: Интеллектуальная собственностью

Развитие международного технологического обмена обусловлено существенными различиями в техническом уровне отдельных стран. С другой стороны, знания и техника в отсталых

на НИОКР и в то же время исключаются утечки секретной информации за пределы МНК; увеличивается прибыль материнских компаний, так как во многих странах платежи за

странах должны развиваться в том направлении, в каком они развиваются в передовых странах, поскольку мировое хозяйство как технико-экономическая категория основывается на

полученную новую технологию освобождаются от налогообложения. Принимающие страны часто ограничивают в различных формах импорт товаров и прямые иностранные инвестиции. При

машинном производстве независимо от уровня развития того или иного национального хозяйства. Таким образом, даже если имеет место автаркическая модель экономики той или

продаже технологии предоставляется возможность для проникновения на закрытый рынок другой страны, так как вслед за технологией в принимающую страну поступают товары и

иной страны, техническая мысль развивается все равно в том же направлении, что и в более развитых странах. Однако чаще технически отсталые страны развиваются в результате

услуги. Продажа технологии независимым компаниям означает утрату монопольного права на ее использование. Кроме того, покупатель технологии, обладающий значительным

получения новых знаний и технологий извне. Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к тому, что в течение последних десятилетий для

научно-техническим потенциалом, может стать впоследствии серьезным конкурентом. Продавая технологии независимым компаниям, продавцы стремятся получить долю в акционерном

международной торговли характерно вовлечение в товарооборот особого товара — научно-технических достижений, т.е. происходит активный технологический обмен. Понятие

капитале, объединить передачу технологии с поставками своего оборудования, а также компенсировать утрату технологической монополии путем получения максимальных доходов от

международного технологического обмена, как правило, толкуется двояко: в широком смысле под ним подразумевается проникновение любых научно-технических знаний и обмен

продажи. Чаще всего независимым фирмам продаются технологии тех отраслей, в которых низкий удельный вес расходов на НИОКР (металлургия, металлообработка, текстильная и

производственным опытом между странами, а в узком — передача научно-технических знаний и опыта, относящихся к воспроизводству конкретных технологических процессов.

швейная промышленность и др.). В этих отраслях монополия на техническое усовершенствование не может удерживаться долго, так как нововведения легко воспроизводимы.

Технологии передаются как коммерческим, так и некоммерческим путем. Технологический обмен в широком смысле осуществляется, как правило, в некоммерческих формах:

Собственник новой технологии, не дожидаясь пока усовершенствования будут скопированы зарубежными конкурентами, форсирует ее продажу не только подконтрольным компаниям, но

научно-технические публикации; проведение выставок, ярмарок, симпозиумов; обмен делегациями и встречи ученых и инженеров; миграция специалистов; обучение студентов и

и независимым фирмам. Все формы технологического обмена существуют не сами по себе, а обусловлены содержанием технологий и отражают диалектический процесс ее зарождения,

аспирантов; деятельность международных организаций по сотрудничеству в области науки и техники и др. Технологический обмен в узком значении осуществляется, как правило, в

расцвета, старения и замены ее новой. Этапам цикла жизни технологий соответствуют ее следующие виды: 1-й этап — уникальная; 2-й этап — прогрессивная; 3-й этап —

коммерческих формах: передача на условиях лицензионных соглашений прав пользования изобретениями (патенты, ноу-хау, зарегистрированные товарные знаки, промышленные

традиционная; 4-й этап — морально устаревшая. К уникальным технологиям относятся изобретения и другие научно-технические разработки, защищенные патентами или содержащие

образцы), технической документации; поставка машин и различного промышленного оборудования; оказание технической помощи; инжиниринговые услуги; экспорт комплектного

ноу-хау, что делает невозможным их использование конкурирующими организациями. Данные технологии обладают новизной, наивысшим техническим уровнем, могут быть использованы

оборудования; подготовка и стажировка специалистов; управленческие контракты; научно-техническое и производственное кооперирование и т.д. Передача технологии в

в производстве на условиях исключительной монополии. Такие технологии создаются в результате НИОКР и изобретательской деятельности специалистов. При определении цены

коммерческих формах подразумевает, что технология является специфическим товаром. Покупатель новой технологии получает в свое распоряжение научно-технические разработки

уникальной технологии на рынке учитывается ее способность создавать максимальную дополнительную прибыль ее покупателю. К прогрессивным технологиям принадлежат разработки,

и/или созданные производственно-технологические процессы. Использование таких разработок и процессов в качестве элементов производительного капитала позволяет выпускать

обладающие новизной и технико-экономическими преимуществами по сравнению с технологиями-аналогами, используемыми потенциальными покупателями новой технологии и их

товарную продукцию, обладающую повышенной конкурентоспособностью, и получать в течение более или менее продолжительного периода дополнительную прибыль вследствие ее

конкурентами. В отличие от уникальной технологии, обладающей абсолютным превосходством над любой технологией в соответствующей отрасли, преимущества прогрессивной

уникальности либо меньших издержек производства в расчете на единицу готовой продукции. Повышенная конкурентоспособность продукции, производимой с помощью новой

технологии имеют относительный характер. Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах отдельных стран, различных фирм, в разных условиях ее

технологии, находится в обратной зависимости от масштабов распространения (доступности) данной технологии. Дополнительная прибыль исчезает, как только технические

применения. Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества, обеспечиваемые

усовершенствования становятся достоянием большинства предприятий данной отрасли или появляется еще более совершенная технология. Чем выше степень монополизации

такими технологиями, гарантируют их покупателям получение дополнительной прибыли. Прогрессивные технологии могут быть созданы в результате не только научно-технической и

научно-технических знаний и производственно-управленческого опыта, тем сильнее позиции собственника технологии на товарном рынке. Таким образом, вполне понятно стремление

изобретательской деятельности ученых и инженеров, но и «эволюции» уникальных нововведений, постепенно утрачивающих свою новизну. Уникальные и прогрессивные технологии

стран и отдельных фирм, достигших высокого технического уровня, сохранить свою монополию на новые технологии. В то же время технология как товар обладает обычно весьма

могут приносить их покупателям дополнительную прибыль, поэтому они продаются по ценам, превышающим средний уровень цен на технологии-аналоги в соответствующей отрасли.

высокой стоимостью, определяемой большими затратами на НИОКР и их внедрение. Перенесение этой стоимости на конечную продукцию происходит постепенно, после того как

Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки, отражающие средний уровень производства, достигнутый большинством производителей продукции в данной

огромные затраты уже произведены. Собственники новой технологии заинтересованы в возмещении понесенных расходов, что может быть достигнуто либо при расширении

отрасли. Такая технология не обеспечивает ее покупателю значительных технико-экономических преимуществ и качество продукции по сравнению с аналогичной продукцией ведущих

собственного выпуска товаров на ее основе, либо при продаже этой технологии, пока она морально не устарела. Все это подталкивает собственника новой технологии к ее

производителей, и рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль в данном случае не приходится. Ее преимуществами для покупателя являются сравнительно невысокая

возможно большей утилизации как в своем производстве, так и путем продажи другим производителям аналогичных товаров. Технологии передаются двум основным группам

стоимость и возможность приобретения проверенной в производственных условиях технологии. Традиционная технология создается, как правило, в результате устаревания и

покупателей: зарубежным филиалам или дочерним фирмам МНК; независимым фирмам. Новые технологии преимущественно предоставляются МНК своим филиалам или дочерним компаниям.

широкомасштабного распространения прогрессивной технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам, компенсирующим продавцу издержки на ее подготовку и

Так, например, в 80-е гг. на эту группу покупателей приходилось около 4/5 от суммы продаж технологий американских МНК. Это связано с тем, что в результате передачи

получение средней прибыли. Морально устаревшая технология относится к разработкам, не обеспечивающим производство продукции среднего качества и с технико-экономическими

технологии филиалам: в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования новой технологии с целью получения максимальной

показателями, которые достигают большинство производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок закрепляет технологическую отсталость ее владельцев.

прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технические достижения; сокращаются удельные расходы

Одним из наиболее распространенных способов передачи технологии является лицензионная торговля.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи