услуги, стране, услугами, границу, товаров

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

Категория: Интеллектуальная собственностью

Наряду с международной торговлей товарами (в вещественном понимании этого слова) широко развита и торговля услугами. Международная торговля товарами и торговля услугами

трудоустройстве, охранные, по ремонту оборудования, издательские, полиграфические, переводческие, упаковочные, по уборке зданий, фотоуслуги, по организации съездов и

тесно связаны между собой. При поставках за рубеж товаров оказывается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Многие виды услуг,

конференций, по проектированию интерьеров. Сфера услуг обычно в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

поступающих в международный оборот, включаются в экспорт и импорт товаров. В то же время международная торговля услугами имеет некоторые особенности по сравнению с

Урегулирование основных принципов международной торговли услугами было одним из дискуссионных вопросов Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ. До этого времени в

традиционной товарной торговлей. Основное отличие состоит в том, что услуги обычно не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее, например: в виде

международном масштабе регулирование в этой сфере происходило только в рамках специализированных организаций, в том числе кодексов, выработанных в ОЭСР, т.е. практически

магнитных носителей для компьютерных программ, различной документации, отпечатанной на бумаге и др. Однако с развитием и распространением Internet существенно снижается

отсутствовало. Уже в начале переговоров проявилось противоречие между развитыми и развивающимися странами. Первая группа считала, что торговля услугами должна быть

необходимость использования для услуг материальной оболочки. Услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В

включена в общую систему регулирования международной торговли, а вторая — придерживалась точки зрения, что услуги должны быть отделены от материальных товаров. В

связи с этим зачастую требуется присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных потребителей в стране производства услуг. Выделяется четыре

результате этого в начале Уругвайского раунда была создана отдельная переговорная группа по услугам. В качестве образца и за основу для переговоров было взято ГАТТ,

способа международной торговли услугами. 1. Трансграничная торговля (cross-border trade), т.е. ситуация, когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу,

однако в связи со значительными отличиями в перемещении через границу товаров и услуг было оформлено совершенно новое соглашение — Генеральное соглашение по торговле

се пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например предоставление юридических консультаций

услугами, ГАТС (General Agreement on Trade in Services, GATS). ГАТС должно было функционировать отдельно от ГАТТ, но после создания ВТО оно стало одним из элементов этой

из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения. 2. Потребление за границей (consumption

организации, обязательным для выполнения всеми странами-членами. В рамках Уругвайского раунда основное внимание уделялось общим вопросам: определение понятий, правовых и

abroad), т.е. ситуация, когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей

институциональных принципов. В отличие от товаров в отношении услуг не существовало однозначного определения понятий «услуги» и «международная торговля услугами». Это

товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например выезд за границу на учебу или для лечения.

вызвало существенные трудности в процессе переговоров, в частности по вопросам либерализации торговли услугами. В конечном счете понятие «услуги» не было определено, а

3. Торговое присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо — right of establishment), т.е. ситуация, когда фирма, предоставляющая услугу,

были только уточнены способы международной торговли услугами и проведена их классификация. В ходе переговоров каждая страна определила, в отношении каких способов она

пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга

связывает себя обязательствами по либерализации либо замораживанию ограничений на существующем уровне. Эти обязательства касаются не только барьеров на границе, но и

и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются. 4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services),

ограничений в функционировании иностранных хозяйствующих субъектов на территории данной страны, а также ограничений свободы потребителей в приобретении услуг от

т.е. ситуация, когда услуга заключена непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например приезд из-за

услугодателей, находящихся в другой стране, что существенно отличает принципы регулирования торговли услугами от принципов, действующих в отношении товаров, так как в

границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране. Услуги очень разнообразны, а сфера их

ГАТТ либерализация касается только устранения барьеров на границе, а не внутри страны. В соответствии с положениями ГАТС члены ВТО должны придерживаться следующих

применения расширяется с каждым годом. Одним из показателей развития страны является роль, которую играет сфера услуг в национальной экономике. В соответствии с положения

принципов: обеспечение прозрачности системы регулирования сферы услуг на своей территории; гарантия доступа к национальным процедурам разрешения споров, в особенности к

ВТО все услуги подразделяют на 12 секторов: услуги для бизнеса; строительные услуги; услуги связи (почтовые, курьерские и телекоммуникационные); дистрибуционные услуги

кассационным процедурам в отношении административных решений; не увеличение ограничений в доступе на рынок и следование принципу национального режима, если такое

(услуги торговых агентов, розничная и оптовая торговля, франчайзинг); транспортные услуги; финансовые услуги; образовательные услуги; услуги здравоохранения;

обязательство было внесено в национальный список обязательств; соблюдение процедур разрешения споров во всех областях, регулируемых ВТО, что, среди прочего, означает, что

туристические услуги; рекреационные услуги; услуги по охране окружающей среды; услуги, в другом месте не классифицированные. Наиболее неоднородным является сектор услуг

данная страна должна быть готова к возможности ответных действий в ином секторе, чем тот, в котором был нанесен ущерб (cross-retaliation); участие в будущих переговорах о

для бизнеса, включающий следующие услуги: профессиональные, компьютерные, в сфере исследований и разработок, в сфере оборота недвижимостью, по аренде оборудования без

новых аспектах обмена в сфере услуг, а также о содержании национальных списков обязательств. В то же время каждая страна имеет право: сохранять национальную монополию на

обслуживающего персонала и др. К профессиональным услугам относятся: правовые, бухгалтерские, по налоговому консультированию, аудиторские, архитектурные,, инженерные, по

предоставление некоторых услуг либо выделять одного или несколько услугодателей, которым предоставляются исключительные или специальные права; ужесточать регулирование

градостроительному и ландшафтному планированию, услуги медперсонала, стоматологов и ветеринаров, по научно-техническому консультированию. Услуги по аренде оборудования

сферы услуг в отношении всех услугодателей при соблюдении принципа не дискриминации; сохранять исключения в определенных ситуациях, включая отступления от принципа

без обслуживающего персонала в зависимости от предмета аренды подразделяются на четыре группы, связанные: с судами, с самолетами, с иным транспортным оборудованием, с

наибольшего благоприятствования; применять ограничения в целях защиты платежного баланса; использовать различное трактование отечественных и заграничных субъектов, если

иными машинами и оборудованием. К прочим услугами для бизнеса относятся услуги: по аренде оборудования с обслуживающим персоналом, рекламные, по изучению рынка и

это продиктовано интересами защиты потребителей, акционеров и т.п., т,е. применять так называемые правила предусмотрительности (prudentials); участвовать в интеграционном

общественного мнения, по консультированию в сфере управления, по консультированию в сфере сельского хозяйства, охоты, лесничества, рыболовства, по консультированию в

объединении с более высоким уровнем либерализации в сфере торговли услугами. В 2000 г. будет проведена первая оценка функционирования ГАТС и должны быть приняты решения

сфере добычи полезных ископаемых, посредничество в

по дальнейшей либерализации международной торговли услугами.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи