страны, торговли, товаров, участниц, сельскохозяйственных

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА)

Категория: Интеллектуальная собственностью

В феврале 1991 г. в результате встречи на высшем уровне Венгрии, Польши и Чехословакии в г. Вышеграде (Венгрия) образована субрегиональная организация, не

предусматривает не создание зоны свободной торговли, а частичную и выборочную либерализацию, масштаб которой был расширен с 1 января 1996 г. в соответствии с

предусматривающая создания постоянных органов. Эта организация впоследствии была названа Вышеградской группой. Создание Вышеградской группы, инициатором которой считается

Дополнительным протоколом № 3. В результате этого в начале 1999 г. тарифные преференции охватывали свыше 90% сельскохозяйственных товаров, часть которых реализовывалась

премьер-министр Чехии В. Клаус, было предопределено необходимостью развития внутрирегиональной торговли и объединения усилий по подготовке интеграции в ЕС в условиях

беспошлинно в рамках общего списка «А», часть — по пониженной и общей для всех стран ставке (список «В»), а торговля товарами из списка «С» осуществлялась на основе

развала прежних интеграционных структур и проблематичности быстрой переориентации торговых потоков на Запад. В декабре 1992 г. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия подписали

двусторонних соглашений. Часть сельскохозяйственных товаров не была охвачена никакими преференциями. Степень либерализации товарооборота сельскохозяйственных продуктов в

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), которое вступило в силу 1 марта 1993 г. Первоначально страны-участницы не предполагали принятия новых

рамках ЦЕФТА гораздо ниже, чем промышленных товаров. Учитывая специфику сельскохозяйственных рынков, страны — участницы ЦЕФТА согласовали возможность применения в

членов, но впоследствии такая возможность была предоставлена странам, удовлетворяющим трем основным требованиям: наличие торгового договора с ЕС или статус

определенных ситуациях защитных средств для сельскохозяйственных товаров. Так, например, Польша в 1997 г. отменила тарифные преференции на крахмал и изделия из него для

ассоциированного члена Европейского сообщества; членство в ВТО/ГАТТ; наличие двусторонних договоров о свободной торговле с каждой из стран — участниц Соглашения. С 1

всех стран ЦЕФТА, а в 1998 г. преференции в импорте сахара из Чехии, кукурузы посевной и кормовой из Венгрии, кукурузы кормовой из Чехии и Словакии, а также томатной

января 1996 г. очередной стороной соглашения стала Словения, с 1 июля 1997 г. — Румыния, а с 1 января 1999 г. — Болгария. Цель ЦЕФТА — стимулирование развития

пасты из Чехии, Словакии и Венгрии. В 1998 г. Словения и Румыния также повысили таможенную пошлину на венгерскую пшеницу (Румыния еще и на пшенично-ржаную муку), а Чехия

торгово-экономических, научно-технических и кооперационных связей внутри блока с перспективой создания к 2002 г. зоны свободной торговли. В то же время внутрирегиональная

и Словения установили ее минимальный размер и т.д. С момента последней встречи премьер-министров стран ЦЕФТА в Праге в 1998 г., на которой формально была приостановлена

интеграция рассматривается не как самоцель, а как промежуточный этап вступления в ЕС, позволяющий нивелировать некоторые проблемы, связанные с тем, что экономики стран —

либерализация торговли сельскохозяйственными и продовольственными товарами, условия торговли ими в рамках Соглашения значительно усложнились. Это объясняется тем, что в

участниц ЦЕФТА скорее однотипны, чем взаимодополняемы, их рынки бедны капиталом, ограничены в сфере высоких технологий, дефицитны по сырьевым (в том числе и по

разных странах — участницах ЦЕФТА результат либерализации торговли сельскохозяйственными товарами был различным. Только Венгрия (благодаря развитой системе субсидий), а

энергетическим) ресурсам. Кроме того, страны — участницы ЦЕФТА имеют крупное отрицательное сальдо внешней торговли, большая часть которого приходится на страны ЕС *. Эти

также Чехия имеют положительное сальдо торговли этими товарами, а остальные страны — дефицит. Кроме того, все страны ЦЕФТА были плохо подготовлены к этой либерализации,

и другие экономические проблемы разрешаются не в рамках ЦЕФТА, а именно в проходящем в настоящее время процессе интеграции в ЕС. Предпринимаются также шаги по сближению

поскольку рынок предварительно не был изучен. Часто доходило просто до взаимной переброски излишков продовольствия. Не было никакой координации сельскохозяйственной

законодательства стран ЦЕФТА с нормами Договора о Европейском экономическом пространстве. Развитие ЦЕФТА обусловлено объективными трудностями и огромным стремлением

политики. Это привело к необходимости создания подкомитета ЦЕФТА по вопросам торговли сельскохозяйственной продукцией, который начал функционировать во второй половине

стран-участниц интегрироваться в западноевропейские структуры. В этой связи не было принято предложение Словакии о создании институциональных органов Соглашения. В то же

1999 г. В то же время следует отметить, что в результате реализации Соглашения значительно восстановился и получил развитие взаимный товарообмен. Например, товарооборот

время за период действия ЦЕФТА существенно ускорился процесс ликвидации барьеров во взаимной торговле стран-участниц по сравнению с первоначальными записями в Соглашении,

Польши с государствами ЦЕФТА увеличился более чем в три раза. При сотрудничестве в рамках ЦЕФТА основное внимание уделяется проблемам, связанным со взаимной торговлей.

что нашло формальное отражение в последующих дополнительных протоколах. С 1 января 1997г. в рамках ЦЕФТА практически существует зона свободной торговли для большинства

Несмотря на то, что такие сферы сотрудничества, как предоставление услуг и перемещение капитала, нашли официальное отражение в Познаньской декларации, принятой премьерами

промышленных изделий, за исключением чувствительных товаров с более длительной тарифной защитой, постепенно ликвидируемой не позже 2002 г. Это относится прежде всего к

государств ЦЕФТА в ноябре 1994 г., реального сотрудничества в этих областях пока нет. Вопросы, связанные с этим, должны решаться на переговорах стран-участниц, так как

странам — основателям ЦЕФТА, так как для товаров из стран, присоединившихся позже, степень защиты несколько шире. Особенно это касается Румынии и Болгарии, основной этап

проблематика основных экономических свобод (перемещения товаров, услуг, капиталов и лиц) рассматривается в соглашениях об объединении между отдельными государствами ЦЕФТА

либерализации торговли с которыми начался с 1 января 1999 г. Например, Польша относит к чувствительным товарам продукцию автомобилестроения, а также нефтепродукты и

и ЕС. Главной целью стран — участниц ЦЕФТА является членство в ЕС, что в свою очередь связано с процессами приспособления к его законодательству, поэтому необходимо

некоторые стальные изделия. Для сельскохозяйственных товаров ЦЕФТА

учитывать эту проблематику во взаимных отношениях в рамках ЦЕФТА.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи