торговле, торговые, регулировании, товары, стране

Всемирная торговая организация

Категория: Интеллектуальная собственностью

1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация, ВТО (World Trade Organization, WTO), учитывающая нормы действовавшего до 1994 г. Генерального

торговли услугами), за исключением результатов переговоров о доступе к рынку (обещания многих стран сократить или отменить определенные таможенные пошлины и нетарифные

соглашения по тарифам и торговле, ГАТТ (General Agreement on Tariffs and Trade, GATT). ГАТТ. Генеральное соглашение по тарифам и торговле играло ведущую роль в

ограничения в сфере торговли товарами), а также первоначальных договоренностей о либерализации торговли услугами. Итогами Уругвайского раунда стали создание новой

регулировании международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное соглашение, содержащее свод правовых норм, на которых основывались торговые

многосторонней системы международной торговли и замена ГАТТ Всемирной торговой организацией (ВТО). Заключительный акт содержит: соглашение об образовании ВТО (заменяет

отношения между странами-участницами. Соглашение было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. В 1994 г.

ГАТТ после ратификации); соглашение о таможенных тарифах и торговле товарами 1994 г. с многочисленными меморандумами по отдельным товарным группам; протокол Уругвайского

участниками ГАТТ было 118 государств. ГАТТ выполняло три функции: оказание воздействия на государственную торговую, политику путем выработки правил мировой торговли;

раунда (включен в ГАТТ в 1994 г.); генеральное соглашение по торговле услугами; · меморандум по процедуре урегулирования споров (в случае установления нарушений

форум для переговоров по либерализации торговли; урегулирование споров. Основной целью ГАТТ было обеспечение безопасности и предсказуемости международных торговых

согласованных торговых норм будущие члены ВТО обязаны, с одной стороны, отказаться от проведения односторонних акций, а с другой — привести в действие предусмотренный

отношений путем: ликвидации таможенных и других торговых ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле в целях повышения уровня жизни,

меморандумом механизм (консультации, создание органа по урегулированию спорных вопросов, выработка им решений, рассмотрение этих решений в апелляционной инстанции);

обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов населения и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена. Принципы ГАТТ:

процедуру контроля за торговой политикой договаривающихся сторон ГАТТ; решение об углублении согласования процессов мировой экономической политики; другие соглашения,

осуществление торговли без дискриминации (принцип наиболее благоприятствуемой нации: все договаривающиеся стороны при установлении и отмене пошлин обязаны обеспечивать

касающиеся самых различных областей торговли (сельское хозяйство, текстиль и одежда, торговые барьеры, инвестиции в сфере торговле, антидемпинговая политика, торговые

каждой стране одинаково благоприятные условия); защита отечественной промышленности только путем установления таможенных пошлин, а не количественных ограничений и иных

аспекты охраны интеллектуальной собственности и др.); решение о мерах помощи в случае негативного влияния реформ на развивающиеся страны, зависящие от импорта

мер; сокращение пошлин в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их повышение в дальнейшем; проведение консультаций между странами-участницами для

продовольствия. Переговоры под эгидой ГАТТ в 60-х и 70-х гг. сократили таможенные барьеры с 25—30 до 3—4% и помогли утроить объем мировой торговли за 70—80-е гг. ВТО.

урегулирования проблем торговли; обеспечение справедливой конкуренции в результате развития международной торговли; заключение региональных торговых соглашений;

Подписанное в 1994 г. Соглашение об образовании Всемирной торговой организации (ВТО), которая начала свою деятельность в 1995 г., предусматривает создание общих

предоставление льготного режима для развивающихся стран; установление особых норм регулирования международной торговли текстилем и одеждой. В структуру ГАТТ входили:

институциональных рамок, которые объединили бы предыдущие решения с решениями Уругвайского раунда и включили бы все принятые под патронажем ГАТТ договоренности и

сессия договаривающихся сторон, совет представителей, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров и секретариат. До 1994 г. прошли восемь так называемых

соглашения. Новая организация должна руководствоваться в своих действиях Меморандумом о правилах урегулирования споров (Understanding on Rules and Procedures Covering the

торговых раундов, целью которых были дальнейшая либерализация мировой торговли и устранение торговых барьеров. 1947 — Женева/Швейцария; 1949 — Аннеси/Франция; 1951

Settlement of Disputes) и Механизмом пересмотра торговой политики (Trade Policy Review Mechanism). Основной целью ВТО является коммерческая и экономическая ориентация

—Торки/Великобритания; 1956 — Женева/Швейцария; 1960-1961 — Женева/Швейцария (Диллон-раунд); 1964—1967 — Женева/Швейцария (Кеннеди-раунд); 1973—1979 — Женева/Швейцария

государств-членов на повышение уровня жизни путем: обеспечения полной занятости; роста производства и торгового обмена товарами и услугами; оптимального использования

(Токио-раунд); 1986-1993 — Женева/Швейцария (Уругвайский раунд). До 1963 г. в результате 5 туров переговоров были согласованы некоторые взаимные уступки участников по

источников сырья в целях обеспечения долгосрочного развития, защиты и сохранения окружающей среды. ВТО имеет следующую структуру: 1. Конференция министров (раз в два

снижению таможенных тарифов, меры по сокращению и регулированию нетарифных торговых барьеров. В 1964—1967 гг. был проведен 6-й тур переговоров (Кеннеди-раунд), в ходе

года). 2. Всеобщий совет: Комитет по урегулированию разногласий, Комитет по пересмотру торговой политики (Trade Policy Review Mechanism, TPRM). 3. Вспомогательные органы:

которого была достигнута договоренность о снижении тарифов в течение 5 лет в среднем на 35%. В ходе этого раунда впервые была сделана попытка существенно ограничить

Совет по услугам, Совет по товарам, Совет по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную собственность; Комитет по торговле и развитию, Комитет по бюджетным

нетарифный протекционизм и был согласован антидемпинговый кодекс. В 1973-1979 гг. проходил 7-й тур переговоров (Токио-раунд), в рамках которого было намечено поэтапное

вопросам. Согласно положениям ГАТТ и ВТО основным инструментом регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф. В соответствующих документах содержатся

снижение таможенных пошлин (примерно на 33% на промышленные товары) в течение 8 лет начиная с 1 января 1980 г., а также был достигнут определенный прогресс в сокращении

правовые нормы, определяющие условия таможенного тарифного регулирования. Применение для целей регулирования внешней торговли других средств разрешается на основе решений

нетарифных барьеров в международной торговле. В 1986—1993 гг. был проведен Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, в ходе которого была согласована

Уругвайского раунда ГАТТ и некоторых других соглашений. Например, допускается принятие следующих мер: административные ограничения внешней торговли по неэкономическим

организационная структура, намечены планы и графики работы переговорных групп, образован специальный орган, призванный наблюдать за выполнением обязательств

соображениям; административные ограничения внешней торговли в целях выхода из тяжелого экономического положения (серьезный ущерб, нанесенный национальной промышленности,

государств-участников не вводить торговые ограничения, противоречащие ГАТТ, и постепенно отменить существующие ограничения. Были созданы 15 переговорных групп: по

нарушение равновесия платежного баланса и др.); пресечение недобросовестной конкуренции поставщиков иностранных товаров; добровольные ограничения экспорта и импорта по

таможенным тарифам, по нетарифным барьерам, по товарам природного происхождения, по текстилю и одежде, по сельскохозяйственным товарам, по тропическим товарам, по

взаимному согласию правительств или фирм стран — экспортеров и импортеров; ограничения, вводимые по неэкономическим соображениям (защита национальной безопасности, охрана

субсидиям и компенсационным пошлинам, по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, по защитным мерам в торговле, по функционированию системы ГАТТ, по

окружающей среды и др.). Однако иногда меры, принимаемые, например, по неэкономическим соображениям, сознательно используются в протекционистских целях. Достигнутые

соглашениям в рамках ГАТТ, по процедурам разрешения споров, по торговле услугами. Уругвайский раунд выявил многочисленные конфликты среди участников, особенно по вопросам

договоренности в рамках ГАТТ/ВТО существенно ограничили возможность произвольной трактовки правил регулирования внешней торговли и создали общие условия их применения.

о распространении правил ГАТТ на торговлю сельскохозяйственными товарами, услугами и правами на интеллектуальную собственность. Сохраняющиеся противоречия в торговле

Например, к 2000 г. должны быть отменены добровольные ограничения экспорта и импорта, а срок действия мер против недобросовестной конкуренции ограничен пятью годами. Для

аграрными товарами и в области субсидирования сельскохозяйственного производства, особенно между США и ЕС, а также между развивающимися и промышленно развитыми странами,

устранения такого серьезного препятствия в международной торговле, каким является расхождение национальных систем внешнеэкономического регулирования, ВТО проводит

не позволили, как намечалось, подписать в декабре 1990 г. заключительный документ. Заключительный акт Уругвайского раунда (118 государств-участников, подписан в 1994 г.)

соответствующую унификацию. Например, установлены общие принципы определения таможенной стоимости и страны происхождения товаров, действуют соглашения по техническим

распространяется на все сферы переговоров, зафиксированные в Декларации Пунта-дель-Эсте 1986 г. (в первой части Декларации речь шла о движении товаров в целях дальнейшей

барьерам в торговле, по санитарным и фитосанитарным нормам и др. Россия не является членом ВТО, поэтому ее торговые отношения с другими странами основаны не на

либерализации и расширения мировой торговли, усиления роли ГАТТ, совершенствования мировой торговой системы и поощрения мирового сотрудничества путем усиления координации

соответствующих документах ГАТТ/ВТО, а на двусторонних торговых договорах и соглашениях, содержащих режим наибольшего благоприятствования. В то же время вступление в ВТО

торговой политики, во второй части — о создании рамочных условий для

является одной из приоритетных задач внешнеторговой политики России.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи