решений, анализа, теория, работы, ситуациях

Анализ процесса принятия решений. Часть 1

Категория: Интеллектуальная собственностью

Анализ процесса принятия решений (ППР) представляет собой динамическое измерение системного анализа международной политики и вместе с тем - одну из центральных проблем

свои интересы, свои позиции, свои представления о приоритетах внешней политики государства. Наконец, при четвертом подходе обращается внимание на то, что во многих

социальной науки вообще и науки о международных отношениях в особенности. Изучение детерминант внешней политики без учета этого процесса может оказаться либо напрасной

случаях ЛПР находятся в сложном окружении и располагают неполной, ограниченной информацией. Кроме того, они не в состоянии оценить последствия того или иного выбора. В

потерей времени, с точки зрения прогностических возможностей, либо опасным заблуждением, ибо данный процесс представляет собой тот "фильтр", через который

такой обстановке им приходится расчленять проблемы, редуцируя используемую информацию к небольшому числу переменных. В анализе ППР исследователю необходимо избегать

совокупность воздействующих на внешнюю политику факторов "просеивается" лицом (лицами), принимающим решение (ЛПР). Классический подход к анализу ППР,

соблазна использовать тот или иной из указанных подходов "в чистом виде". В реальной жизни описываемые им процессы варьируются в самых разнообразных

отражающий "методологический индивидуализм", характерный для веберовской традиции, включает два основных этапа исследования. На первом этапе определяются

сочетаниях, изучение которых должно показать на какой из них в каждом конкретном случае следует опираться и с какими другими его соединять. Один из распространенных

главные лица, принимающие решение (например, глава государства и его советники, министры: иностранных дел, обороны, безопасности и т.д.) и описывается роль каждого из

методов изучения процесса принятия решения, получивших распространение в Международных отношениях, связан с теорией игр. Теория игр - это теория принятия решений в

них. При этом учитывается, что каждый из них имеет штат советников, обладающих полномочиями запрашивать любую необходимую им информацию в том или ином государственном

конкретном социальном контексте, где понятие "игра" распространяется на все виды человеческой деятельности. Она базируется на теории вероятностей и

ведомстве. На следующем этапе проводится анализ политических предпочтений ЛПР, с учетом их мировоззрения, опыта, политических взглядов, стиля руководства и т.д. Важную

представляет собой конструирование моделей анализа или прогнозирования различных типов поведения акторов, находящихся в особых ситуациях. Классическая теория игр была

роль в этом отношении сыграли уже упоминавшиеся работы Р. Снайдера, X. Брука, Б. Сапэна и Р. Джервиса. Ф. Брайар и М.Р. Джалили, обобщая методы анализа ППР, выделяют

разработана математиком Д. фон Пойманном и экономистом О. Моргенштерном в их совместной работе "Теория игр и экономическое поведение", опубликованной

четыре основных подхода. Первый из них может быть назван моделью рационального выбора, в рамках которой выбор решения осуществляется единым и рационально мыслящим лидером

издательством Принстонского университета в 1947 году. В анализе поведения международных акторов она нашла применение в ставших классическими работах А. Рапопорта,

на основе национального интереса. Предполагается, что: а) принимающий решение действует с учетом целостности и иерархии ценностей, о которых он имеет достаточно

исследовавшего ее эпистемологические возможности, и Т. Шеллинга, который распространил ее на изучение таких международных феноменов, как конфликты, переговоры, контроль

устойчивое представление; б) он систематически отслеживает возможные последствия своего выбора; в) ППР открыт для любой новой информации, способной повлиять на решение. В

над вооружениями, стратегия устрашения и т.п. Канадский специалист в социологии международных отношений Ж.-П. Деррьенник рассматривает теорию игр как теорию принятия

рамках второго подхода предполагается, что решение принимается под влиянием совокупности правительственных структур, действующих в соответствии с установленными рутинными

решений в рисковой ситуации или, иначе говоря, как область применения модели субъективно рационального действия в ситуации, когда все события являются непредсказуемыми.

процедурами. Решение оказывается разбитым на отдельные фрагменты, а разрозненность правительственных структур, особенности отбора ими информации, сложность взаимных

Если речь идет об игре с несколькими игроками, то мы имеем дело с теорией взаимозависимых решений, где рисковая ситуация является общей, а непредсказуемость вытекает для

отношений друг с другом, различия в степени влияния и авторитета и т.п. - являются препятствием для ППР, основанного на систематической оценке последствий того или иного

каждого игрока из действий другого. Рисковая ситуация находит свое решение, если устраняется ее рисковый характер. В игре с двумя игроками - в том случае, когда один из

выбора. В третьей модели решение рассматривается как результат торга - сложной игры между членами бюрократической иерархии, правительственного аппарата и т.д., каждый

игроков принимает плохое решение, другой получает дополнительный выигрыш. Если же оба играют хорошо (т.е. действуют рационально), то ни один не имеет шансов улучшить свой

представитель которых имеет

выигрыш сверх того, что позволяют правила игры.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи