отрасли, проблемы, образование, общества, профессии

Национальные проекты: не рублем единым… Часть 1

Категория: Интеллектуальная собственностью

Почему «точечное» вложение государственных средств, в лучшем случае, дает «точечные» успехи/ Российские власти возвращаются к теме национальных проектов. В ушедшем году,

проблемой и с какой отраслью мы имеем дело. Кроме того, отрасли взаимосвязаны и, разделяя работу по направлениям, власть лишает значительную часть собственных усилий

когда кризис был в самом разгаре, чиновники предпочитали о проектах не вспоминать, ограничиваясь лишь уверениями, что отменены или радикально пересмотрены они не будут.

практического смысла. Приведем несколько простейших примеров. В сфере медицины можно улучшить положение дел за счет закупки нового оборудования. Но главная проблема, с

Обещание в целом удалось сдержать: серьезных усилий по реализации проектов не предпринимали, но и публично ни от чего не отказывались. Власти выжидали, надеясь на

которой сталкивается население, состоит не в нехватке современной техники, а в очередях, недостатке специалистов, плохих дорогах, по которым надо везти больных, в

стихийное преодоление кризиса, которое само собой, так или иначе, снимет остроту проблемы. Сейчас, когда кризис хоть и не прошел, но несколько ослабел, возвращается и

неравномерности распределения медицинских учреждений по стране, стремительной коммерциализации отрасли, не сопровождающейся ростом качества обслуживания, снижении

бюрократический оптимизм. Чиновники бодро рапортуют «центру» о победах над трудностями, о восстановлении экономики и возвращении к нормальной жизни. Рапорты, увы, не

моральных требований врачей к собственной работе и так далее. В свою очередь, увеличить количество специалистов, а особенно — повысить их уровень, невозможно просто с

вполне отражают реальное положение дел. До победы над кризисом очень далеко. Хуже того, пресловутая «вторая волна» - в той или иной форме - неизбежна, вопрос лишь в том,

помощью механического повышения зарплат, тем более что зарплаты повышаются неравномерно и, по мнению многих медиков, несправедливо. Врачей еще нужно подготовить, причем

накатит она сразу, уже в середине нынешнего года, или будет иметь место более длительная передышка. Однако текущие расклады выглядят сравнительно благоприятно, поощряя

первостепенным вопросом становится качество образования, которое за последние годы не улучшалось. С другой стороны, повышение престижа профессии зависит не только от

власть вернуться к вопросу о национальных проектах. Дмитрий Медведев объявил, что все четыре приоритетных национальных проекта будут продолжены — жилье, здравоохранение,

зарплаты, но и от всей системы ценностей, господствующих в обществе. Для того чтобы в стране стали уважать профессию врача, надо не только больше ему платить, но ещё и

образование и развитие агропромышленного комплекса. Все они, впрочем, представляют собой, строго говоря, не проекты, а финансовые потоки, направленные в определенные

радикально понизить статус многих других профессий. Например, нужно, чтобы риэлтеры, пиарщики, менеджеры частных фирм, финансисты и прочие специалисты коммерческого

отрасли. По существу, все четыре отрасли развиваются в том направлении, которое стихийно сложилось на протяжении последних десяти лет. Просто государство, с помощью

сектора не просто получали меньше, но и воспринимались людьми как представители непрестижных, непопулярных и непривлекательных профессий. Престиж и статус не существуют

грантов и других финансовых вливаний, пытается стимулировать отдельных участников процесса или предприятия. Ни один из проектов не предполагает каких-либо концептуальных

абстрактно, они значимы лишь в соотношении друг с другом. Однако ситуация в медицине ещё не так уж плоха по сравнению с тем, что наблюдается в образовании. Отдельными

подходов, стратегических комплексных мер по преобразованию отрасли и структурному решению её проблем. Иными словами, в них заложено принципиальное противоречие: если

грантами выпускникам педагогических вузов решить проблему развития школы не удастся. Причем качество образования зависит не только от учителя, но и в целом от общества.

положение дел в данных отраслях в принципе хорошо, то почему нужны специальные усилия, чтобы их поднять? А если оно плохо, то почему власть уверена, будто вливая деньги в

Недавно, помогая дочери подготовить школьный урок по истории, я столкнулся с неожиданным парадоксом. К учебникам - речь идет о Древности и Средних веках - у меня

отрасли с нерешенными структурными проблемами, она изменит ситуацию? В действительности, «точечное» вложение государственных средств в лучшем случае дает «точечные»

претензий нет. Они в целом лучше тех, по которым учился я. Школа отлично финансируется, в ней нет взяток и поборов, позорящих многие другие образовательные учреждения.

успехи, не влияющие на ситуацию в целом. Иными словами, национальные проекты не являются ни «общенациональными», ни, строго говоря «проектами», ибо отсутствует в них как

Учитель по истории заслуженно считается одним из лучших в Москве, а может быть, и в России. Дочка моя идет в числе хороших учеников, ей нравится предмет. И при всем том,

раз то, что составляет суть проекта: комплексная концепция. Представление о том, что все проблемы сводятся к деньгам, вполне естественно для идеологии современного

однако, итоговый уровень усвоения материала на порядок, если не на несколько порядков ниже, чем в те времена, когда учился я. Учитель с этим соглашается, признавая, что

общества. Оно, само по себе, является одной из причин плачевного состояния тех самых отраслей, которые правительство пытается поднимать. Разумеется, деньги нужны. Но ими

сегодняшние медалисты в советское время с трудом тянули бы на «четверку». В чем проблема? А в том, что искать главные причины кризиса образования надо не в недостатке

решается далеко не все, а, главное, их использование может иметь разную эффективность, в зависимости от того, с какой

финансирования, а в самом обществе, его социальной структуре, культурных нормах, ценностях и образе жизни. И менять надо общество в целом.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи