затраты, активности, деловой, показатель, случай

О затратах переменных и постоянных. Часть 2

Категория: Интеллектуальная собственностью

Самый распространенный случай – это затраты на оплату труда. Сегодня для сотрудника используется окладная, повременная схема оплаты труда. Соответственно, затраты на

за взлет-посадку – зависят от количества взлетов и посадок, т.е. от количества выполненных рейсов. (Показатель уровня деловой активности – количество выполненных

оплату труда можно квалифицировать как постоянные. В следующем месяце система мотивации меняется - вознаграждение привязывается, например, к количеству предоставленных

авиарейсов.) • Сборы аэропорта за обслуживание пассажиров - зависят от количества перевозимых пассажиров. (Показатель уровня деловой активности – количество перевозимых

услуг. Затраты из постоянных превращаются в переменные. Еще пример. Наша компания, в том числе, оказывает услуги вещания по сети кабельного телевидения. Мы, в свою

пассажиров.) • Суммы лизинговых платежей по авиадвигателям – зависят от налета часов. (Показатель уровня деловой активности – налет часов.) • Амортизация воздушного судна

очередь, покупаем услуги по ретрансляции (точнее, права на ретрансляцию) у собственников различных телевизионных каналов. Схема формирования стоимости услуг по

(в частности, основного компонента воздушного судна – планера) - зависит как от налета часов, так и от количества взлетов-посадок. (Показатели уровня деловой активности –

ретрансляции может быть разной и зависит от договоренности с собственником каждого конкретного канала: в одном случае это может быть фиксированная сумма, в другом случае

налет часов и количество выполненных авиарейсов.) • Сборы за аэронавигационное обслуживание воздушных судов на воздушных трассах - зависят от «пробега», т.е. от общей

стоимость может зависеть от количества обслуживаемых нами абонентов. А бывает и так, что в данном периоде у нас одна схема формирования стоимости услуг владельца

протяженности маршрутов, по которым выполнялись рейсы. (Показатель уровня деловой активности – «пройденное» воздушными судами расстояние.) Таким образом, во-первых, мы

телеканала, а в следующем периоде – другая. При этом, заметьте, что технические, потребительские и прочие характеристики, порядок потребления приобретаемой нами услуги по

выделили пять видов показателей, которые характеризуют «уровень деловой активности» авиаперевозчика. Во-вторых, как мы увидели, некоторые статьи затрат можно назвать

ретрансляции в обоих случаях являются одинаковыми. Но в одном случае наши затраты будут условно-постоянными, в другом случае - переменными…» Собственно, идея данного

«сложно-переменными», так как их величина зависит сразу от двух показателей, характеризующих деловую активность. Какие последствия данное обстоятельство имеет на

рассказа понятна и без пояснений. Так что остается только сделать вывод. Вывод 2.: Технические и потребительские свойства ресурсов, использование которых приводит к

практике? Конечно же, появляются существенные сложности в организации учетно-плановой работы. Во-первых, затраты сложнее планировать, поскольку все из упомянутых

затратам, могут оставаться неизменными. Остается неизменным и характер потребления этих ресурсов. Но при этом стоимость данных ресурсов (и, соответственно, величина

показателей деловой активности должны быть приняты во внимание. Во-вторых, довольно сложной становится методика калькулирования себестоимости авиаперевозок. Вывод 3.: В

затрат) каким-то невообразимым образом может превращаться то в переменную, то в постоянную. Далее. Выше мы уже упоминали понятие «драйвер затрат» - фактор, определяющий

рамках одного бизнеса может существовать сразу несколько факторов, определяющих уровень деловой активности и, соответственно, величину затрат. В этих случаях можно

величину затрат. Что может быть таким фактором, и легко ли его выделить? Конечно, в большинстве случаев такой фактор достаточно очевиден – количество производимых

говорить о наличии переменных затрат разного вида: величина затрат одного вида будет определяться каким-то одним фактором, величина затрат другого вида – другим фактором.

продуктов. Оно может измеряться в штуках, декалитрах, погонных метрах и прочих натуральных показателях. Но бывают случаи и достаточно замысловатые. В частности, это может

Резюме: Деление затрат на переменные и постоянные, абсолютно понятное на «книжном» уровне, на практике может вызывать определенные затруднения. Вот лишь некоторые из них.

выражаться в том, что в рамках одного бизнеса одновременно присутствуют несколько факторов, характеризующих уровень деловой активности, и, соответственно, величину

Одни и те же затраты один сотрудник компании может считать переменными, а другой сотрудник – постоянными. При этом у каждого из сотрудников будет вполне убедительное

затрат. Весьма показательным, в этом смысле, является пример с авиаперевозками. Вот лишь некоторые из статей затрат, возникающие в практике деятельности авиакомпаний, и

обоснование. Затраты, как мы знаем, это стоимость использованных ресурсов. Так вот, технические и потребительские свойства ресурсов, использование которых приводит к

которые можно отнести к переменным: • Затраты, связанные с питанием пассажиров на борту воздушного суда – зависят от количества перевозимых пассажиров. (Показатель уровня

затратам, могут оставаться неизменными. Неизменным будет и порядок использования этих ресурсов. Но при этом стоимость данных ресурсов (и, соответственно, величина затрат)

деловой активности – количество перевозимых пассажиров) • Затраты на авиационные горюче-смазочные материалы – зависят, как минимум, сразу от двух факторов – от

каким-то невообразимым образом может превращаться то в переменную, то в постоянную. В рамках одного бизнеса могут присутствовать сразу несколько факторов, определяющих

продолжительности полета (в часах) и от загрузки самолета. (Показатели уровня деловой активности – налет часов и величина загрузки.) • Сборы аэропорта

уровень деловой активности и, соответственно, величину затрат. Одни затраты зависят от одного фактора, другие затраты – от другого.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи