государств, формирование, общности, процесс, зависит

Сущность и роль государства как участника международных отношений. Часть 1

Категория: Интеллектуальная собственностью

Государство является бесспорным международным актором, отвечающим всем вышеназванным критериям этого понятия. Оно является основным субъектом международного права.

государств в "третьем мире", который завершается в целом в 60-е годы XX века) и на мир в целом. Таким образом, генезис и существование современной формы

Внешняя политика государств во многом определяет характер международных отношений эпохи; оно оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень

государственности тесно связаны с формированием и развитием такого вида социальной общности, как нация. Следует подчеркнуть, что как не существует

благосостояния индивида, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование международных организаций, других участников международных отношений в значительной

"естественных" границ между государствами (все они являются продуктом истории, результатом соотношения сил и потому носят "искусственный", т.е.

мере зависит от того, как к ним относятся государства. Кроме того, государство является универсальной формой политической организации человеческих общнос-тей: в настоящее

политический характер), так не существует и оснований для представлений о биологической сущности наций, или их этническом происхождении. Все нации являются

время практически все человечество, за небольшими исключениями, объединено в государства. Но процесс образования новых государств продолжается: если в XV веке в мире

многоэтническими образованиями, все они формируются и укрепляются в процессе политической социализации, распространения и усвоения религиозных верований, обычаев, других

существовало 5-6 государств, то в 1900 году их становится уже 30, в 1945 г. членами Организации Объединенных наций являлись 60 государств, в 1965 г. в ней состоит уже

культурных ценностей, способствующих политической консолидации социальной общности. Об этом свидетельствуют и основные факторы, лежащие в основе генезиса нации, открытые

100, в 1990 г. - 160, в 1992 г. - 175, а в 1996 году - 185 государств. Для того, чтобы стать членом ООН и, следовательно, получить признание в качестве субъекта

научным сообществом в результате многочисленных исследований данного феномена. Это, прежде всего, - общность территории проживания, способствующая формированию близости в

международного права, государство должно обладать независимым правительством, территорией и населением. Происхождение государства связано с переходом человеческих

восприятии природных феноменов и, соответственно, консолидации социальной общности. Это - общность экономической деятельности, определяемая одними и теми же ресурсами,

общностей к оседлости, разделением труда, обособлением управленческих функций, сосредоточением их в руках особого социального слоя и установлением политической власти над

формирующая сходный тип хозяйственной активности. Это - культурное единство, отражаемое в общности языка, религии, социальных норм поведения. Определенную роль в

населением в пределах определенной территории. Американский специалист Д. Фрэнкел связывает формирование государства с развитием у людей потребностей и предпочтений,

формировании нации может играть и общее этническое происхождение людей, хотя эта роль отнюдь не может считаться решающей. Это, наконец, - общий исторический опыт,

которые они не могут удовлетворить в одиночку, и поэтому вынуждены объединяться в группы. В зависимости от обстоятельств такие группы различаются по своим размерам и

ощущение общей судьбы, общности прошлого, настоящего и будущего. В то же время ни один из указанных факторов не является достаточным для того, чтобы рассматривать

характеру, однако все они сталкиваются с одинаковыми проблемами, связанными со структурой, иерархией и организацией группы, а также ее отношениями с другими группами,

социальную общность как нацию. Так, для многих наций характерно наличие нескольких языков (Швейцария), религий (Китай), культур (Индия) и т.п. Пожалуй наиболее устойчивой

которые являются прообразом современных международных отношений. Функции государства в его наиболее развитой форме сводятся к поддержанию порядка и безопасности в рамках

является общность национального самосознания, ощущения единства исторической судьбы. Английский специалист Э. Смит отмечает, что формирование национальной идентичности

отделенной границами территории, созданию условий для социального и экономического развития общества, для распределения благ и услуг, поддержанию занятости и

явилось основным элементом процессов легитимизации социального и политического порядка. Назначение национальной идеологии состоит в формировании связей солидарности между

удовлетворению основных потребностей населения. Исторические формы государства характеризуются многообразием: в своем развитии оно прошло путь от мировых империй,

индивидами и социальными класса' ми, мобилизации с этой целью общих ценностей и культурных традиций. Национальные доктрины производят мифы, символы, аппелирующие к

предшествовавших античным полисам, до европейских монархий в новое время, возникновения национального государства (или государства-нации) в XIX веке. Однако вплоть до

рациональности идеологии, призванные служить оправданию и укреплению государства. Они предлагают каждому индивиду как личную, так и социальную идентичность, позволяющую

XV-XVI вв. государства в силу отсутствия строгих территориальных границ, слабости центральной власти по отношению к периферии, господства общинной формы организации

ему отличать себя от остального мира и от других культур. Их распространению в той или иной мере способствуют все правительства, заинтересованные в закреплении

социума не являлись еще государствами в полном (современном) значении этого понятия. Современная форма государственности связана с понятием суверенитета. Первоначально

национальных особенностей, легитимизирующих государственный суверенитет. Определяющую роль в формировании и закреплении национальной идеологии играют политические и

это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами (или, выражаясь современным языком,

интеллектуальные элиты. Это характерно и для тех неевропейских регионов, в которых формирование наций происходит под влиянием империализма: профессиональные элиты

определять его внутреннюю и внешнюю политику) и отражало стремление правителей освободиться от господства феодальных обычаев и церковной иерархии. После окончания

указанных регионов, стоящие во главе движения за освобождение от всех форм колониального господства и политическую независимость, фактически воспроизводят в

30-летней религиозной войны в Европе возникает и получает свое закрепление в Вестфальском мирном договоре 1648 г. современная система межгосударственных отношений,

государственности, как форме политической организации общества, политическую модель метрополий. Вместе с тем здесь процесс формирования наций идет как бы

основанная на взаимном признании юридического равенства и независимости каждого государства. В XVIII в. начинается новая фаза в распространении государственности -

"наоборот": не нация предшествует и сопровождает генезис государственности, а государство используется как решающий инструмент в формировании наций. Именно

переход от суверенитета монарха к суверенитету нации. Формируется такая форма государственности, как национальное государство, распространившаяся, начиная с XIX в., на

этим объясняется парадоксальный, на первый взгляд, факт существования на политической карте мира государств (например, в постколониальной Африке), не имеющих нации: речь

весь европейский регион, а в последующем (особенно с процессом освобождения народов от колониальной зависимости и образованием национальных

идет о процессе создания нации "мы-воспри-ятия", которая подошла бы под уже существующее государство, а не о процессе поиска нацией своего собственного

государства.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи