страны, японию, помощи, экспорта, импорта

Экономика Японии. Япония в международных экономических отношениях. Часть 3

Категория: Интеллектуальная собственностью

Японские капиталовложения в этом районе способствуют созданию отно-шений многообразной и сложной производственной специализации между местными и японскими предприятиями и

Индия. В 80-е годы Япония усилила внимание к странам Африки (12,2%) и Латинской Америки (9,1% экономической помощи в 1992 г.), но в странах Азии она обеспечивает половину

местными предприятиями и их партнерами из соседних стран. Отношения производственной специализации способствуют тому, что одна или несколько стран становятся основными

всей помо-щи западных стран, а Латинской Америке — 18%. В отличие от США и за-падноевропейских стран более половины двусторонней помощи представля-ется в виде йеновых

по-ставщиками отдельных видов продукции: электротехнических деталей и элементов электронных схем — Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Таиланд; станков и производственного

займов под низкий процент. Они носят в основном не-связанный характер, чем также отличаются от помощи ряда западных стран. Примерно 12% всей помощи идет на техническое

оборудования — Тайвань, Южная Корея; бытовых электротоваров — Сингапур, Малайзия, Таиланд. Зарубежные японские предприятия в Восточной и Юго-Восточной Азии направляют в

сотрудничество, что ниже уровня США, Франции, ФРГ. Центральное место в нем занимает прием ино-странных студентов и стажеров при сравнительно незначительном количест-ве

Японию основную часть их экспорта — свыше 40%. Очевидно, что имевшая прежде подавляюще высокую степень зависимость от рынка США постепенно сдает свои позиции, что создает

направляемых за рубеж японских специалистов (5 тыс. иностранных сту-дентов в 1990 г.). Япония выделяет около 10% средств Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

предпосылки для регио-нальной экономической интеграции на микроуровне или интеграции, прово-димой зарубежными капиталовложениями. Японские поставки продукции

Она также предоставляет помощь беженцам через другие международные организации, но сама приняла небольшое количество бе-женцев — около 9 тыс. Токио — мировой финансовый

обрабатывающей промышленности в страны Восточной и Юго-Восточной Азии превысили соответствующий экспорт туда из Северной Америки и Западной Европы. Японские зарубежные

центр. Внешнеэкономическая экспансия способствовала появлению в Восточной Азии мощного финансового центра. Токио не уступает Нью-Йорку и Лондону по объему

компании обычно имеют невысокую норму прибы-ли. На предприятиях обрабатывающей промышленности она составляет 0,9%. В странах Азии она достаточно высока — 4,8%, а в

валютно-биржевых опе-раций, количеству котируемых на фондовой бирже наименований ценных бумаг и объему купли-продажи, но имеет и слабые стороны деятельности. Он отстает

Северной Америке и Западной Европе зачастую имеет отрицательную величину. Иными слова-ми, контролируемые там японским капиталом предприятия убыточны. Обычно это

по обработке синдицированных займов (в 1993 г. — 1% соответст-вующего показателя Северной Америки, в пять и два раза меньше, чем соот-ветственно в Гонконге и Сингапуре).

относительно новые по времени их действия филиалы и дочер-ние компании, когда у них приоритетной целью является расширение мас-штабов деятельности, а не получение

В Токио аккредитовано менее 100 ино-странных банков, что в четыре раза меньше, чем в Нью-Йорке и Лондоне. Слабости Токио как международного финансового центра сдерживают

прибыли. Япония не является крупным объектом приложения странного капитала. Хотя значение иностранных прямых капиталовложений возрастает, их при-ток незначителен, уступая

процесс укрепления позиций йены в качестве международного платежного средства. Она занимает невысокие позиции в валютных резервах мира (6,8—8,1% за 1985—1994 гг.), почти

соответствующему японскому экспорту в 10—20 раз. В ведущих западноевропейских странах подобное соотношение находится в пределах 1—2,2 раза. В прошлом достаточно широко

в два раза уступая германской марке и в во-семь раз доллару. Более широко используется японская денежная единица в расчетах по внешней торговле. Если в 1970 г. менее 1%

использовался иностранный капитал в форме кредитов и займов и портфельных инвестиций. В 1950—1960 гг. его доля в валовых капиталовложениях не превышала 2,5%. В 1950—1975

расчетов по япон-скому экспорту осуществлялось в йенах, то в 1995 г. – уже 38%. Значитель-ный сдвиг также произошел в обслуживании йеной импортной торговли — 24%. Но

гг. было привлечено почти 32 млрд. долл. В новых отраслях иностранный капи-тал играл более значительную роль. Кредиты и займы предоставлялись Японии экспортно-импортным

данные значительные изменения в основном определялись только одним районом — Азией, где доля экспорта, выраженного в йенах, поднялась с 39% в 1986 г. до 48% в 1994 г., а

банком США. Экономическое развитие Японии коренным образом изменило характер ее валютного положения. Повышение конкурентоспособности японских това-ров на мировых рынках

доля импорта — с 9,2 до 34%. Необходимость укрепления международных позиций йены для японской экономики возрастает. Под сильным давлением доллара и других валют курс йены

привело с середины 60-х годов к резкому увеличению положительного сальдо по всем статьям внешних расчетов. Превратив-шись в один из полюсов притяжения международных

растет. За 1970—1993 гг.. по отношению к доллару он поднялся в 3,6 раза, сдерживая экспортную экспансию японских компаний. По оценкам по-вышение соотношения йена — доллар

платежных средств, Япония стала одним из крупнейших кредиторов. Она играет важную роль в предоставлении правительственной помощи развитию, став крупнейшим до-нором (1995

на одну единицу приводит к сдержи-ванию ВВП Японии на 0,06%. За 1985—1995 гг. курс йены повысился на 170 единиц, что равносильно снижению ВВП Японии на 10,2% в результате

г. — 24,5%), хотя по доле государственной помощи в ВВП Япо-ния уступает многим странам — 0,20% ВВП. Значительная часть помощи традиционно направляется в азиатский регион

сдерживания экспорта товаров и усиления импорта. Повышение курса вызы-вает импортный бум. Иностранные товары сейчас занимают значительно большую долю национального рынка,

(свыше 60%). Самую значительную часть ее получают КНР, Индия, Индоне-зия, Таиланд, Филиппины, Бангладеш. Произошли изменения в географическом направлении помощи. В 70-е

чем раньше — 16%. В 1994 г. Япония стала чистым импортером цветных телевизоров. В результате японские ком-пании имеют меньше возможностей покрывать свои высокие издержки

годы в число ее крупнейших получателей входили Южная Корея, Пакистан,

за счет повышения внутренних цен, они стали снижаться.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи