богатства, Посошков, домовом, потребления, пределы

Посошков - жизнь и творчество. Часть 4

Категория: Товары и услуги

Посошков смело возражал Петру I: "крутое собрание не собрание, но разорение". Тем не менее мыслитель считал фискальную систему естественной, хотя видел ее

Это сочинение XVI века было очень популярно в русском народе. Третья часть "Домостроя" (главы 30-63) содержит ряд практических рекомендаций относительно

более совершенной. Для этого необходимо увеличение финансовых ресурсов государства приращение "всенародного богатства". "И тако вси обогатятся, -

улучшения "домового строения" патриархальной семьи. Думается, что многие идеи рачительного ведения домашнего хозяйства применял на практике и сам Посошков. Не

подчеркивал Посошков, - а царския сокровища со излишеством наполнятся и аще и побор какой прибавочной случится, то, не морщася платить будут". Таким образом, и

случайно домостроевские методы бережливого хозяйствования, борьбы против роскоши и расточительства он перенес в "Книгу о скудости и богатстве". Он советовал

"царственное", и "всенародное богатство" есть лишь формы проявления "изобильного богатства" - богатства с избытком, приращением. Важно

Петру I предоставлять льготы "в царских поборах" людям, если человек "себе и детям своим построит полаты". И этот яркий образ построенного Дома

еще и то, что "изобильное богатство" такое богатство, которое после изъятия его части в пользу царя продолжает существовать с избытком и даже от чрезвычайных

имеет определенный смысл. Россия, торгующая с Западом, представляется при чтении книги неким огромным хозяйствующим Домом, которому не все равно, что в него попадает.

податей народ остается богатым. Посошков предусматривал существенное повышение уровня благосостояния населения России. Посошков в определенной мере преодолел иллюзии

России не нужно то, что она может произвести сама. Дом должен покупать у иноземцев не все подряд, а лишь основательное, добротное и необходимое для отечественного

относительно того, что богатство создается только для государства, но он продолжал верить в огромные реформаторские возможности российского абсолютизма, способного, по

"домостроительства". "И выбирались бы, — подчеркивал Посошков, - ко товары были прочны и самые б были добрые, а плохих отнюдь бы не принимали"

его мнению, создать целую систему благоприятных условий для народного обогащения. В концепции Посошкова "всенародное богатство" не некая обезличенная

[1]. Посошков настаивает на покупке товаров высокого качества и длительного пользования. Именно от их потребления "домовое богатство" будет расти. Посошкову

категория. Он писал Петру I, что "не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много... но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по

было совершенно чуждо средневековое презрение к богатству, которое проповедовалось христианскими идеологами. Не приемлет он и тот принцип, по которому накопление

мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы, а не внешними одеждами или позументным украшение... ". Таким образом, "всенародное

жизненных средств сверх минимума есть грех корыстолюбия. В его концепции нет "потолка" для роста "домового богатства", но есть понятие его

богатство" - это прежде всего совокупность "домовых внутренних богатств" каждой отдельной семьи. Заботясь о "домовом богатстве", или

"нижнего предела", дальше которого начинается "оскудение". Так Посошков использовал сословный принцип распределения богатства для узаконивания

семейном имуществе, Посошков предлагает так вести так вести хозяйство, чтобы все "по мерности своей в приличном богатстве расширялись". • Но он оговаривает

роста частной собственности. Сложность позиции Посошкова в вопросе о сословности богатства заключается в том, что все его регламентации не клеймо запрета, а лишь

норму ("по мерности") личного потребления для хозяина дома, жены и детей. Чтобы "даром напрасно ничего не тратили" - вот основной принцип

"покров", способствующий росту "изобильного богатства". А особенность сословных норм потребления заключается в том, что они в конечном итоге

домашнего потребления. Посошков считал, что для умножения богатства семьи необходимо быть "от пьянственнаго питья воздержаннее", в "одеждах не весьма

способствуют росту норм накопления капиталов у молодой буржуазии. "Купецкий человек" Посошков, вышедший из крестьянско-ремесленной среды, перенес свой

тщеславно, и не иметь лишних украшений"[1]. Он выводил предметы роскоши за пределы "домового внутреннего богатства", а значит, и потребления семьи.

хозяйственный опыт в теорию. Перестройка промышленности и торговли. Идеологи русского абсолютизма понимали, что без промышленного строительства, развития внутренней и

Нормы семейного потребления Посошков превратил в источник "домового богатства". Когда произойдет "умиротворение" всех сословий, "всяких

внешней торговли невозможно будет превратить Россию в одну из ведущих европейских держав. На этих позициях стоял и Иван Посошков, имевший определенный опыт в устройстве

чинов люди по своему бытию в богатстве доволни будут". Посошков выступал за ограничение "домового богатства" сословными рамками. И здесь нет

промышленных предприятий. Важным объектом его исследования стало городское ремесло. Посошков писал о его неблагополучном состоянии, сетуя на низкий уровень

противоречия, поскольку мыслитель дал лишь исходную модель "домового богатства" "богатства-довольства", или "богатства-недостатка",

профессионального ремесленников. Это объяснялось отсутствием особого гражданского устава, регламентирующего ремесленное производство и "главного правителя",

что полностью соответствует одному из значений понятия "изобильное богатство". Специфическое "богатство-достаток" каждого "чина" не

который смотрел бы за всеми. Цеховой устав Посошкова предусматривал и персональное клеймение готовых изделий. Оно распространялось только на мастера, но отвечал и за

должно быть ниже определенного уровня, иначе оно становится "напрасной скудостью". Для обоснования норм семейного потребления Посошков широко привлекал идеи

работу учеников и подмастерьев. Посошков считал, что в России не поощряется труд изобретателей — "вымышленников". На этот случай необходимо ввести особый

"Домостроя" Сильвестра.

устав, охраняющий права изобретателя до его смерти.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи