государств, инновационной, инноваций, инновационный, которые

Инновационная политика. Часть 4

Категория: Товары и услуги

Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный

что в условиях существования единого Союза в этом направлении были достигнуты серьезные реальные успехи, но с его распадом положение явно и резко ухудшилось. Кризисное

бизнес на уровне сообщества в целом. К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о "европейском объединении по по экономическим

состояние экономики, чрезмерная политизация, обостренная напряженность общественной жизни, крайнее расстройство финансово-кредитной системы, нарастающая инфляция в

интересам" (ЕОЭИ) . Регламент освобождает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчиняя их единым правилам сообщества и создавая таким

условиях сплошного товарного дефицита толкают правительства на "пожарные" мероприятия сугубо временного характера. Хорошо, если в их число входят действия по

образом благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними. Принятие плана "развития международной инфраструктуры

прямому спасению фундаментальной науки, творческих коллективов военно-промышленного комплекса, бывших центральных отраслевых институтов и т.п. Но даже и этого, если

нововведений и передачи технологии", действующего с конца 1985 г. - другой пример координации в сфере инновационной политики стран ЕС. Основной целью этого

всерьез учитывать длительную перспективу, наверняка мало. Из всех соображений, которые ввиду очевидности ситуации нет смысла перечислять, необходимо безотлагательно

документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также

определить и достаточно четко сформулировать действенную программу развития всего будущего инновационного комплекса России. Она должна охватывать как отдельные

содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана - кооперация между странами в области инноваций - предусматривает создание

производственные, исследоватьльские, конструкторские, информационные единицы, их сочетания в рыночных структурах, так и органы государственного управления такими

"консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями" - специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй

инновациями, которые неподвластны стихийным силам рыночного регулирования. И в этом смысле положительный опыт в области государственной инновационной политики в западных

раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы

странах может оказаться очень полезным на уровне как отдельных стран - бывших союзных республик, так и родившегося Содружества независимых государств. В частности, уже на

создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы,

стадии разработки и реализации мероприятий по массовой приватизации нужно думать, как она и в каких случаях успешнее сдвинет с места проблему усиления заинтересованности

унификацию технических стандартов. Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция) . С

производителя в использовании научных, технических, технологических достижений; какие внутренние и внешние причины стимулирования инновационной деятельности возникнут при

1988 г. действует программа "Вэлью"б ориентированная на распространение и использование в ЕС результатов НИОКР. Осознание в Сообществе важности

этом, учитывая специфику именно наших рыночных отношений, да еще и в переходный период. Вряд ли можно расчитывать, что уже первые шаги приватизации смогут в ближайшее

координационных мероприятий в инновационной сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием к 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями.

время привести к мощному развитию инновационной деятельности на уровне предприятий. Рынок, который "хватает" любые товары и любого качества, господство

Это обострит конкуренцию, упростит доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической области. Обращение государств с традиционно развитыми рыночными

производителя над потребителем, монополизм ценообразования - все это никак не создает радужной картины бурного научно-технического прогресса, при этом каждый изо всех сил

отношениями к вопросам глобального, перспективного характера (имеются в виду тщательный анализ направлений технического развития и выбор приоритетных областей

стремится заполучить новую машину, освоить прогрессивную технологию, создать новый товар. Однако, видоизменяя условия приватизации, критически оценивая и умело используя

инновационной деятельности; анализ темпов развития инновационных процессов и склонности общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных

западный опыт "внешнего" прямого и косвенного воздействия на систему стимулирования инноваций, наверняка можно ускорить прогрессивные изменения. При этом

программ и т.д.) раскрывает основную причину государственного вмешательства в управление инновациями. Сосредоточивая внимание преимущественно на вопросах перспективного

необходимо, в частности, стремиться к развитию в СНГ международной структуры нововведений и системы передачи технологий, к созданию соответствующих консультационных

характера, государственные меры воздействия гармонично дополняют рыночные механизмы, оказывающие в основном лишь краткосрочное влияние на сферу инноваций. Рыночные

служб, патентной системы, международных технических стандартов, усилению интеграции в инновационных процессах. Короче говоря, при слабом "внутреннем"

ориентиры позволяют предприятиям учитывать сегодняшнюю экономическую ситуацию и вырабатывать определенные прогнозы, но только на ближайшее будущее. В этих условиях

стимулировании инноваций, что пока составляет специфику и одну из основных особенностей нашей экономической жизни на ее микроуровне, нам еще в течение какого-то времени

приоритет отдается инновационным процессам, которые обеспечивают высокий "частный эффект" - чаще всего максимум прибыли на вложенный акционерами капитал. При

следует поддерживать повышенный уровень регуляторных воздействий со стороны государства и, само собой, всемерно укреплять и развивать соответствующие межгосударственные

этом могут оказаться невостребованными инновационные идеи, заключающие в себе огромный "общественный эффект" (например, программа борьбы со СПИДом) или

отношения. Конечно, конкретные научные разработки и программы таких регуляторных вмешательств государственных органов и их организационных структур - не только дело

потенциальный эффект в будущем (продукты и процессы завтрашнего дня) . Вот эти устремленные в относительно дальнее будущее идеи и призвана, главным образом, вбирать в

настоящего, но в еще большей мере будущего. Уже сейчас некоторые надежды можно связывать с решением о создании международного научно-технического совета как единого

свою орбиту современная инновационная политика промышленно развитых капиталистических стран. В этой связи не может не тревожить почти полное отсутствие подобной политики

координирующего органа Содружества государств. Мы, однако, накопили уже слишком большой арсенал надежд, которым не суждено сбыться. Крайне необходимо прекратить

и подобных ей механизмов в России и других бывших республиках СССР. Нельзя сказать,

пополнение этого арсенала.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи