государства, предприятия, госсектору, страны, продукция

Вьетнам. Часть 5

Категория: Товары и услуги

Размеры ставок определяются по прогрессивной шкале. Изменилось отношение государства и к госсектору народного хозяйства. Это характерно для большинства

отвечают потребностям страны, хотя к началу 90х годов госсектор обеспечивал свыше 60% всех внутренних поступлений государственного бюджета, потребляя при этом до 80%

постсоциалистических стран и является закономерной реакцией общества на длительное многопольное положение государственной собственности на основные средства производства.

импортируемого сырья и материалов, что определяло высокую зависимость предприятий от внешней политики. 1989г. стал переломным в области подхода государства к находящемуся

Хотя, по общему правилу, в таких странах не ставится задача тотальной ликвидации государственного сектора, тем не менее, существуют различные взгляды на его масштабы и

в его ведении сектору: были существенно урезаны бюджетные субсидии, сняты льготы по кредитам и пр., что привело абсолютное большинство предприятий на грань банкротства. В

роль в экономике. Так, в Китае некоторые видные ученые утверждают, что государственные предприятия оказывают пагубное влияние на экономику, и что наступит время, когда в

новых условиях хозяйствования они особенно ярко проявили неспособность приспособиться к ситуации и самостоятельно вести дела. Тем более, что масса предприятий госсектора

Китае придется приступить к демонтажу предприятий госсектора, "которые ныне представляют собой главную помеху на пути прекращения Китая в невиданный прежде

требовала, как минимум, реконструкции и технического перевооружения, а, по существу, - нового строительства. Об этом говорит в частности, тот факт, что даже при вспышке

величайший экономический феномен". Разумеется, помимо теоретических изысканий, существует еще и мировая практика, а она показывает, что в высокоразвитых

потребительского спроса в 1989г. продукция госпредприятий не находила спроса, продолжал расти процесс затоваривания. И тем не менее, ни одно государственное предприятие

индустриальных странах Востока государство оставляет за собой отрасли, в первую очередь нуждающиеся в модернизации и отличающиеся поэтому низкой рентабельностью. Это,

не обанкротилось и не было остановлено. Впрочем, для этого не было и соответствующих юридических норм: закона о банкротстве, правил продажи с аукциона основных фондов и

прежде всего, предприятия тяжелой индустрии, в которых мало заинтересован частный капитал ввиду низкой нормы прибыли, отрасли, способствующие научно-техническому

т.п. Там, где требовались нестандартные решения, руководство страны из идеологических соображений предприняло меры к сохранению госсектора - с помощью льгот и дотаций из

прогрессу и укреплению позиций страны на мировом рынке. Иными словами, это те отрасли народного хозяйства, при помощи которых государство сохраняет ключевые позиции в

госбюджета. Кризис охватывал все новые отрасли и предприятия, а в инвестиционном комплексе он обрел просто разрушительные масштабы. Первые месяцы после введения новой

экономике. В современном мире, таким образом, давно уже утратила популярность идея полного вытеснения государственной собственности из комплекса экономических отношений.

политики, отменившей привилегии госсектора, большая часть самых крупных госпредприятий вынуждена была приостановить свою деятельность. Вспыхнула массовая безработица.

Правда, остается открытым вопрос о рациональной доле госсектора в национальном производстве в целом. Как свидетельствует международный опыт, в разных странах этот вопрос

Возросла угроза углубления социальной нестабильности. Многие уволенные рабочие устремились в единственную доступную для них сферу деловой активности торговое

решается собственным путем и зависит от политики правящих кругов и конкретной экономической ситуации. В этот опыт сейчас вносят свой вклад слаборазвитые страны, в том

посредничество, финансовые и валютные спекуляции. После бюджетной подпитки произошло некоторое оживление госсектора, что повысило его долю в структуре национального

числе СРВ, где длительное время одной из главных задач руководства было активное формирование государственного сектора, как опоры власти, осуществляющей функции диктатуры

дохода: с 22,5 в 1988г. до 29% в 1991г. ;в валовом общественном продукте, соответственно с 30,5 до 37,0; в валовой продукции промышленности: с 56,5 в 1988г. до 58,6% - в

пролетариата. Во Вьетнаме политика денационализации только начинает формироваться. Она исходит из того, что в СРВ был скопирован механизм бюрократического,

1991 г. Но эти данные, особенно позиции госсектора в ВОП и валовой продукции промышленности, отражают роль государственного сектора только как выведенную по стоимости

распределительного управления, который подталкивал государственные предприятия к расточительному ведению хозяйства, тормозил модернизацию производства. "Несмотря на

продукции, и ничего не говорят о состоянии ее реализации. Вьетнамская пресса изобилует примерами, когда госсектор работает вхолостую, на склад. Низкое качество продукции

всесторонние льготы, - пишет вьетнамский ученый Нгуен Куанг Тхуан, - государственный сектор оставался низкоэффективным, а его убыточность стала серьезной причиной

лишает товары привлекательности и спроса как на внутреннем, так и на внешнем рынке. В 1990г. численности государственных предприятий в экономике СРВ сократилась на 8,6%

углубления бюджетного дефицита и нарастающей инфляции". Действительно, эти причины побуждали руководство страны искать пути преобразования государственной

по сравнению с 1988г., составив 2762 единицы вместо 3020 в предыдущем году. Сокращение произошло в основном за счет превращения части государственных предприятий в

экономики. Однако на первом этапе реализации экономической реформы мероприятия в этой области сводились к расширению производственно-хозяйственной самостоятельности

смешанные. В 1992г. началась приватизация предприятий и других хозяйственных объектов, принадлежащих госсектору. Пока мы не располагаем точными данными, характеризующими

предприятий и ограничению вмешательства вышестоящих административно-управленческих органов в их деятельность. Но все эти свежие новации не принесли тогда заметных

масштабы данного процесса, за исключением того, что в порядке эксперимента намечалось приватизировать несколько государственных предприятий путем акционирования, но,

результатов. На втором этапе экономической реформы с еще большей отчетливостью выявилось, что масштабы госсектора и его значение не

возможно, что подобные факты положат начало третьему этапу экономической реформы.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи