деятельность, лоббистской, лоббизма, классификации, органы

Формы и методы лоббистской деятельности. Часть 1

Категория: Товары и услуги

В последнее десятилетие в России сильное распространение получила лоббистская деятельность. Лоббизм применяется во всех органах законодательной и исполнительной власти.

материальные блага, чаще всего, в денежной форме как непосредственно должностному лицу или политическому деятелю, так и косвенно, через спонсирование выборных кампаний,

Существует большое разнообразие форм и методов лоббистской деятельности, которые используются в России. В целях более глубокого понимания лоббистской деятельности в

либо обеспечивают общественную и прочую поддержку карьере какого-либо политического или государственного деятеля. Указанные формы осуществления лоббистской деятельности

настоящей статье мы решили рассмотреть различные классификации форм и методов лоббистской деятельности, которые применяются российскими и зарубежными исследователями

имеют принципиальное различие в последствиях их реализации для государства и общества в целом. Например, если информационная форма может иметь как положительные, так и

лоббизма. Формы лоббистской деятельности. Первоначально дадим определение форме лоббистской деятельности. Форму лоббистской деятельности можно определить как способ

отрицательные последствия, то сделки носят в большей или меньшей степени, но безусловно, разрушительный для государства характер. Автор многочисленных статей и

выражения лоббистских действий вовне. Обращаясь к классификации форм лоббистской деятельности, начнем с классификации предлагаемой иностранными авторами. Зарубежные

исследований в области лоббизма А. П. Любимов выделяет следующие формы лоббизма: 1. Парламентский лоббизм (осуществляется депутатами с привлечением заинтересованной

авторы выделяют две основные формы коммуникации в рамках лоббистской деятельности, характерные для России. 1. Коммуникация посредством использования неформальных

общественности или правительственными чиновниками). 2. Политические торги, которые представляют собой форму реализации интересов через разрешение политических

контактов (внутренний лоббизм). Посредником в таком виде коммуникации является человек, владеющий технологией "Know how" (знать как) + "Know who"

противоречий в форме компромисса. 3. Теневые неформальные соглашения, получившие в России невиданное развитие. Теневые механизмы давления чрезвычайно эффективны в

(знать того, кто именно может быть полезен). Такой вид коммуникации активно используют институциональные группы давления, действующие внутри политической системы. Для

условиях политической нестабильности. 4. Кампании по обработке общественного мнения через СМИ с мобилизацией общественности (общественные кампании, инициативные массовые

большинства социальных групп, находящихся вне политической системы, такой вид коммуникации практически недоступен. 2. Коммуникация, осуществляемая через использование

мероприятия). Если речь идет о давлении, то цель таких кампаний состоит в обеспечении массовой поддержки того или иного требования, а также в оказании психологического

средств массовой информации (непрямой лоббизм). Давление на институты политической власти оказываются путем формирования благоприятного для заинтересованной группы

воздействия на адресатов или посредников. Кроме того, на взгляд автора можно произвести две следующие классификации форм лоббистской деятельности. 1. Формы лоббистской

общественного мнения через СМИ. Проблема заключается в том, что в большинстве случаев существующие СМИ либо находятся под государственным контролем, либо являются

деятельности можно классифицировать по органам государственной власти, на которые данные формы лоббистской деятельности направлены. Исходя из такой классификации, можно

инструментом в борьбе различных финансово-промышленных и политических элитных группировок. Последние сами нередко апеллируют к общественному мнению, но лишь для того,

различать формы лоббистской деятельности в палатах парламента, в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ. 2. Можно также провести классификацию форм лоббистской

чтобы показать государственной власти реальную или мнимую поддержку общественностью своих инициатив. Российский исследователь проблем лоббизма А. Л. Кучеров выделяет

деятельности по степени взаимодействия лоббистских структур и объектов лоббизма. Исходя из этой классификации, можно выделить прямые и косвенные формы лоббистской

также следующие формы осуществления лоббистской деятельности: 1. Информационные контакты, как форма лоббистской деятельности, осуществляются следующими методами: устных,

деятельности. 2.1. Косвенные: а) подготовка исследований, публикаций и прогнозов, призванных воздействовать на принятие решений в правительстве или комитетах Федерального

письменных, электронных и прочих информационных контактов. Информация, как инструмент воздействия на государственные органы, может передаваться как прямо, непосредственно

Собрания, особенно, если такие материалы готовятся по их поручению и заказу. б) участие в семинарах, конференциях, встречах и т.д., созываемых для предварительной

адресату, так и косвенно, через средства массовой информации. 2. Давление, как форма лоббистской деятельности, осуществляется следующими методами: гражданская активность,

проработки отдельных решений правительства. в) пропаганда своих интересов, и взглядов через органы массовой информации. Многие союзы имеют свои регулярные

когда общественные организации, группы граждан, физические лица непосредственно обращаются в органы государственной власти, заявляя о необходимости принятия (отмены)

публикации/другие пытаются влиять на политику Правительства РФ через наиболее читаемые в его органах газеты и журналы. 2.2. Прямые: а) финансирование избирательных

определенных решений. Возможно проведение митингов, демонстраций и других акций, направленных на оказание давления на органы государственной власти; криминальное

компаний депутатов Федерального собрания. К такому финансированию прибегает почти каждый кандидат; б) лоббирование при назначении должностных лиц в Правительстве РФ,

давление, шантаж и угрозы. 3. Обмен или сделка, как форма лоббистской деятельности, осуществляется как сделки (обмен) между лоббистами и лицами, работающими в

распределении полномочий между министерствами и комитетами; в) прямые консультации с министерствами и ведомствами для отстаивания своих позиций; г) участие в

государственных органах либо в организациях, принимающих непосредственное участие во властной деятельности, например, таких как влиятельные общественно-политические

правительственных и международных комиссиях по отдельным вопросам регулирования экономики и техники. Предприятия и их союзы участвуют здесь, как правило, на уровне

движения или партии. Лоббисты могут предлагать

экспертов, предоставляют информацию или привлекаются в опросах как респонденты.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи