лицензий, соглашения, работу, объекте, действие

Современные условия и факторы международного обмена технологией. Часть 6

Категория: Товары и услуги

Рекламирование лицензий существенно отличается от рекламы товарной продукции прежде всего тем, что оно направлено на производителя, а не на потребителя. Отсюда следует,

разработана методика расчета цены лицензии, основанная на мировом опыте лицензионной торговли. При этом цена лицензии или, как ее называют, вознаграждение, выплачиваемое

что кроме основных сведений о самом объекте в проспекте сообщаются данные о том, как этот объект может быть произведен для использования, приводятся общие сведения о

покупателем продавцу за использование технологии и потерю рынков, представит собой часть прибыли покупателя, получаемой при использовании технологии. Согласно

сырье, применяемом оборудовании и оснастке, указываются производительность и процент выхода готовой продукции, приводятся данные о энергоемкости процесса, отмечаются

международной практике, доля продавца технологии в прибыли покупателя обычно колеблется в пределах от 10 до 35%. Наиболее часто встречающимися формами выплаты

особенности эксплуатации. При этом следует избегать раскрытия «ноу-хау». Важно начать рекламную работу тогда, когда созрели объективные возможности для заключения

лицензионного соглашения являются роялти и паушальные платежи. Роялти — это лицензионное вознаграждение в форме периодических отчислений (доли от прибыли или суммы продаж

соглашения и выполнения всех его условий. Так, нецелесообразно начинать рекламирование прежде, чем разработчик получит подтверждение эффективности объекта лицензии и

продукции, произведенной по лицензируемой технологии). В чистом виде или в сочетании с другими видами выплаты встречается в подавляющем большинстве (до 90 %) всех

проведет необходимые работы по получению охранных документов на разработку. Преждевременный выход с рекламой может дискредитировать разработку, запоздалый — бесполезен.

лицензионных соглашений. Роялти выплачивается обычно в конце каждого года действия соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции. Форма расчета от суммы продаж

Для выяснения намерений потенциального покупателя и уточнения собственных возможностей проводятся предварительные переговоры, встречи технических специалистов. На них

применяется тогда, когда определение реальной прибыли лицензиата связано со сложностями. Колебания цен на мировом рынке могут уменьшить прибыль лицензиата и сделать

детально обсуждаются все параметры объекта лицензии, объем передаваемых прав, объем и характер предоставляемых услуг, включая командирование специалистов на предприятия

обременительной выплату роялти в твердо установленном размере. Поэтому при долгосрочных соглашениях применяются дифференцированные ставки, изменяющиеся по годам. Удельное

покупателя и прием специалистов для обучения и стажировки, объем и вид передаваемой информации, сроки командирования и стажировок, подготовки информации для передачи,

снижение ставок по мере роста продаж используется для стимулирования лицензиата к расширению объемов производства. Паушальный платеж представляет собой выплату твердо

возможности поставок оборудования, полуфабрикатов и другой товарной продукции, необходимой для освоения производства продукции по лицензии. На таких переговорах

зафиксированной суммы лицензионного вознаграждения единовременно или в 2—3 приема. Эта форма встречается довольно редко, обычно при продаже прав на патенты или при

обсуждаются технические, экономические и патентно-правовые гарантии продавца. Весьма желательно присутствие работников патентных служб. Предварительные переговоры могут

разработке технологии на уровне идеи. На практике чаще всего встречаются комбинированные платежи, включающие в себя первоначальную сумму в виде паушального платежа (10—13

завершиться протоколом о намерениях или разработанными техническими приложениями к договору, завизированными (парафированными) представителями обеих сторон. Другими

% от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти). Срок действия лицензионного соглашения зависит от: — патентной ситуации (срока действия

словами, на предварительных переговорах могут быть обсуждены и сформулированы практически все вопросы, за исключением чисто юридических и коммерческих. Поскольку

патентов и их надежности), если речь идет о запатентованной технологии, степени новизны и вероятности раскрытия «ноу-хау»; — условий других соглашений на аналогичную или

технические параметры договора существенно влияют на содержание всех остальных его составляющих, значение предварительных переговоров весьма велико. Степень возможного

близкую продукцию; —стремления разработчика получать от лицензиата данные об усовершенствовании объекта соглашения в период действия соглашения; — времени, необходимого

раскрытия элементов «ноу-хау» или элементов изобретения потенциальному покупателю на предварительных переговорах зависит от его известности и авторитета на международных

на освоение лицензии; — срока морального старения объекта соглашения; — условий платежа, в том числе заинтересованности лицензиата в продлении соглашения при

и советском рынках. Цена на лицензию должна обеспечивать покупателю, несмотря на все его издержки при приобретении, включая оплату лицензии, капитальные вложения на ее

комбинированных платежах. В зависимости от перечисленных факторов в между народной практике сложились следующие сроки действия лицензионных соглашений: а) для

внедрение, трудовые, временные затраты и др., возможность в конечном итоге получить прибыль, превышающую прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по

беспатентных лицензий, освоение которых не требует больших капитальных затрат и длительных сроков освоения, — 3—7 лет; б) для патентных лицензий, объектом которых

аналогичным технологиям, и достаточно стабильную в течение длительного периода. Это возможно при условии, если внедрение технологии влияет либо на повышение

является продукция с коротким сроком морального старения (электроника, приборостроение, связь и т.п.),— 5—7 лет; в) для беспатентных лицензий, освоение которых связано с

производительности труда, либо на удешевление применяемых материалов, либо на повышение качества изделий (на создание качественно нового вида продукции), либо способно

длительными сроками поставки оборудования, значительными капитальными затратами и сроками освоения свыше двух лет, — 7—10 лет; г.) для патентных лицензий, за исключением

вызвать суммарное действие этих факторов. В Советском Союзе

вошедших в группу б,—от 8 лет и более, в зависимости от срока действия патента.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи