ценность, оценки, финансовом, менеджменте, анализе

Ценность фирмы и поощрение менеджеров. Часть 1

Категория: Товары и услуги

Если открыть любой из годовых отчетов практически каждой крупной западной компании за последние десять лет, сразу бросается в глаза тот факт, что центральная идея,

«управление, ориентированное на ценность», или «ценностно-ориентированный менеджмент», который был впервые описан в 1986 году А. Раппапортом в книге Creating Shareholder

представляемая читателям на первой же странице, — это ориентация компании на «создание и повышение ценности» (value creation). В отчете американской корпорации Coca-Cola

Value. Сам термин «управление, ориентированное на ценность» (VBM, value based management) был предложен Дж. МакТаггартом. Системы управления, ориентированные на

подчеркивается: «Мы существуем для того, чтобы создавать ценность для наших акционеров в долгосрочной перспективе путем построения бизнеса, основанного на использовании и

увеличение ценности фирмы, получили распространение в мировой практике в последнее десятилетие. В США корпорации уделяют внимание таким системам начиная с 1980-х, в

усилении торговых марок компании». Германская Bayer, не забывая и других стейкхолдеров, все-таки ставит на первое место именно акционеров: «Наша цель — устойчивый рост

Европе — с 1990-х годов. Менеджеры крупных корпораций все чаще используют для оценки текущей эффективности корпораций в целом и их подразделений новые показатели. В них

ценности корпорации и создание добавленной ценности в интересах наших акционеров, наших работников и общества в каждой стране, где мы ведем операции». Противоречие.

соединяются текущие измерители, отражающие результаты работы фирмы за год (полгода, квартал), с предписываемыми финансовой теорией индикаторами максимизации ценности для

Необходимость оценки инвестиционных проектов с точки зрения интересов владельцев фирм уже давно является общепризнанной в финансовом менеджменте. Однако в том, что

акционеров (shareholder value maximisation, SVM). С помощью такого единого критерия любые управленческие решения (инвестиционные, финансовые, иные) можно оценивать исходя

касается оценки достигнутой эффективности, практика компаний очень долгое время базировалась на показателях, традиционно применяемых в финансовом анализе. На протяжении

из того, насколько они увеличивают ценность фирмы. В частности, многие многонациональные корпорации стали включать в свои годовые отчеты такие показатели, как

десятилетий существовало противоречие между рекомендациями по оценке новых проектов, которые менеджер получал в учебниках по финансовому менеджменту, и указаниями по

экономическая добавленная ценность, отдача инвестиций, рассчитанная с помощью денежных потоков, и ряд других. Что такое ценность? Создание ценности — одна из

оценке текущей эффективности фирм, предлагаемыми в книгах по финансовому анализу. На что в действительности ориентировался менеджер, зависело от принятой в фирме системы

фундаментальных категорий современного менеджмента, в частности управления финансами компании. Для действующей фирмы создание ценности означает по существу увеличение

поощрения. Очень часто это были краткосрочные цели, легко «улавливаемые» стандартными показателями финансового анализа. Методы финансового анализа позволяют рассчитать

ценности фирмы (firm’s value), иными словами, увеличение богатства ее владельцев (в акционерном обществе — богатства акционеров). Если попытаться в простых словах

систему необходимых показателей «отдачи» в форме соответствующих финансовых коэффициентов, то есть количественных показателей эффективности, которые менеджеры корпорации

определить, что такое ценность фирмы, то можно сказать, что это то, чего стоит фирма. Наверное, поэтому в российской практике ценность фирмы часто называется стоимостью

собираются поддерживать на некотором заданном уровне. Используя содержащиеся в обычной финансовой отчетности данные, аналитики могут легко определить значения

фирмы, хотя термин «ценность» больше подходит для описания современной управленческой философии. Заметим, что в глазах различных потенциальных владельцев ценность одной и

рентабельности продаж, активов, акционерного капитала, привлеченного капитала и другие показатели. В качестве базы для сравнения при анализе показателей могут выступать

той же фирмы может быть различной, что и делает возможным получение экономического эффекта от приобретения компаний. По тем же соображениям неудачным представляется

исторические значения, данные о других подразделениях фирмы, данные о других предприятиях отрасли. Однако финансовые коэффициенты в большинстве своем не учитывают

использование в русском языке такого перевода понятия value-based management как «управление стоимостью компании». На практике необходимость знать величину ценности фирмы

повышения ценности для акционеров. В то же время рекомендации по оценке новых проектов требовали использования в качестве основного инвестиционного критерия показателя

возникает в частности: 1) при анализе реакции рынка на информацию о фирме (изменение котировок акций); 2) при подготовке сделок по купле-продаже предприятий; 3) при

чистой текущей ценности (NPV) проекта, непосредственно отражающего ожидаемое повышение ценности бизнеса с точки зрения его владельцев. Можно назвать две причины, по

определении размера поощрения менеджеров. Ценностное мышление. В основе менеджмента, ориентированного на ценность, лежит ценностное мышление. Такое мышление предполагает,

которым противоречие между двумя подходами «разрешалось», как правило, в пользу ориентации на показатели финансового анализа. Во-первых, именно достижение целевого уровня

что все аспекты управления фирмой должны быть подчинены единой цели, и для оценки их эффективности следует использовать схожие механизмы. При этом главная цель

ряда финансовых коэффициентов традиционно использовалось в фирмах в качестве основы для построения системы поощрения менеджеров. Во-вторых, только в очень немногих

менеджмента — это максимизация богатства владельцев фирмы, то есть максимизация ценности капитала, принадлежащего этим владельцам (максимизация ценности собственного

компаниях была внедрена система мониторинга результатов осуществления инвестиционных проектов (выявить «вклад» конкретного проекта в общие результаты бизнеса

капитала). Это эквивалентно возрастанию ценности фирмы. Эффективное ценностно-ориентированное управление требует знания менеджерами факторов ценности, то есть тех

многопрофильной фирмы обычно крайне непросто). Ценностно-ориентированный менеджмент. Снять очевидное противоречие можно было только «развернув» систему оценки бизнеса с

переменных, которые влияют на ценность фирмы. Эти переменные описывают различные управленческие решения в фирме — инвестиционные, финансовые, операционные (в области

точки зрения интересов его владельцев из «будущего», где ценностно-ориентированные оценки получили распространение достаточно давно, в «прошлое», то есть в сферу оценки

производства, снабжения, маркетинга, персонала и пр.). Инвестиционные решения, предопределяющие объем необходимых вложений, будущие реализационные поступления и норму

показателей эффективности, уже достигнутой фирмой. Такой «разворот» и лег в основу современного направления в теории менеджмента, получившего название

прибыли, и финансовые решения, включающие в себя решения относительно структуры капитала, дивидендов и отношения к риску, выступают при этом как часть общей стратегии

фирмы.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи