полемологии, историю, обществ, причины, характера

Французская социологическая школа. Часть 3

Категория: Товары и услуги

Основой полемологии, пишет Г. Бутуль, является динамическая социология. Последняя есть "часть той науки, которая изучает вариации обществ, формы, которые они

гипотезы относительно объективных функций войны; 7) гипотезы относительно периодичности войн; 8) социальная типология войн - т.е. зависимость основных характеристик войны

принимают, факторы, которые их обусловливают или им соответствуют, а также способы их воспроизводства" (38). Отталкиваясь от положения Э. Дюрк-гейма о том, что

от типовых черт того или иного общества. Основываясь на указанной методологии, Г. Бутуль выдвигает и, прибегая к использованию методов математики, биологии, психологии и

социология - это "осмысленная определенным образом история", полемология исходит из того, что, во-первых, именно война породила историю, поскольку последняя

других наук (включая этномологию), стремится обосновать предлагаемую им классификацию причин военных конфликтов. В качестве таковых, по его мнению, выступают следующие

началась исключительно как история вооруженных конфликтов. И мало вероятно, что история когда-либо полностью перестанет быть "историей войн". Во-вторых, война

факторы (по степени убывающей общности): 1) нарушение взаимного равновесия между общественными структурами (например, между экономикой и демографией); 2) создающиеся в

является главным фактором той коллективной имитации, или, иначе говоря, диалога и заимствования культур, которая играет такую значительную роль в социальных изменениях.

результате такого нарушения политические конъюнктуры (в полном соответствии с подходом Дюркгейма, они должны рассматриваться "как вещи"); 3) случайные причины

Это, прежде всего, "насильственная имитация": война не позволяет государствам и народам замыкаться в автаркии, в самоизоляции, поэтому она является наиболее

и мотивы; 4) агрессивность и воинственные импульсы как психологическая проекция психосоматических состояний социальных групп; 5) враждебность и воинственные комплексы.

энергичной и наиболее эффективной формой контакта цивилизаций. Но кроме того, это и "добровольная имитация", связанная с тем, что народы страстно заимствуют

Последние рассматриваются как механизмы коллективной психологии, представленные тремя главными комплексами. Во-первых, это "Комплекс Абрахама", в соответствии

друг у друга виды вооружений, способы ведения войн и т.п. - вплоть до моды на военную униформу. В-третьих, войны являются двигателем технического прогресса: так, стимулом

с которым отцы-детоубийцы подчиняются бессознательному желанию принести своих детей в жертву собственному наслаждению. Во-вторых, это "Комплекс Козла

к освоению римлянами искусства навигации и кораблестроения стало стремление разрушить Карфаген. И в наши дни все нации продолжают истощать себя в погоне за новыми

Отпущения": накапливающиеся, вследствие внутренних трудностей, фрустрации, страхи, раздражения и злобность обращаются против внешнего врага, который не всегда

техническими средствами и методами разрушения, беспардонно копируя в этом друг друга. Наконец, в-четвертых, война представляет собой самую заметную из всех мыслимых

рассматривается как непосредственный виновник, но которому приписываются враждебные намерения. Наконец, это "Дамоклов Комплекс", рассматриваемый как наиболее

переходных форм в социальной жизни. Она является результатом и источником как нарушения, так и восстановления равновесия. Полемология должна избегать политического и

важный с точки зрения своих социополитических последствий: чувство незащищенности, являясь основой непропорциональных реакций страха, агрессивности и насилия, может в

юридического подхода, помня о том, что "полигика - враг социологии", которую она постоянно пытается подчинить себе, сделать ее своей служанкой - наподобие

любой момент вызвать неконтролируемые феномены паники и "забегания вперед". В то же время в обществе осознание подобной незащищенности способствует

того, как в средние века это делала теология по отношению к философии. Поэтому полемология фактически не может изучать текущие конфликты, и следовательно, главным для нее

внутреннему сплочению государств, которое впрочем никогда не является прочным. В исследованиях "полемологов" ощущается очевидное влияние американского

является исторический подход. Основная задача полемологии - объективное и научное изучение войн как социального феномена, который поддается наблюдению так же, как и любой

модернизма, и в частности факторного подхода к анализу международных отношений. Это означает, что для них свойственны и многие из его недостатков, главным из которых

другой социальный феномен и который, в то же время, способен объяснить причины глобальных перемен в общественном развитии на протяжении человеческой истории. При этом она

является абсолютизация роли "научных методов" в познании такого сложного социального феномена, каким справедливо считается война. Подобный редукционизм

должна преодолеть ряд препятствий методологического характера, связанных с псевдоочевидностью войн; с их кажущейся полной зависимостью от воли людей (в то время как речь

неизбежно сопряжен с фрагментацией изучаемого объекта, что вступает в противоречие с декларированной приверженностью полемологии макросоцио-логической парадигме.

должна идти об изменениях в характере и соотношении общественных структур); с юридической иллюзорностью, объясняющей причины войн факторами теологического (божественная

Положенный в основу полемологии жесткий детерминизм, стремление изгнать случайности из числа причин вооруженных конфликтов, влекут за собой разрушительные последствия в

воля), метафизического (защита или расширение суверенитета) или антропоморфного (уподобление войн ссорам между индивидами) права. Наконец, полемология должна преодолеть

том, что касается провозглашаемых ею исследовательских целей и задач. Во-первых, это вызывает недоверие к ее способностям выработки долговременного прогноза относительно

симбиоз сакрализации и политизации войн, связанный с соединением линий Гегеля и Клаузевица. Каковы же основные черты позитивной методологии этой "новой главы в

возможностей возникновения войн и их характера. А во-вторых, - ведет к фактическому противопоставлению войны, как динамического состояния общества миру как

социологии", как называет в своей книге Г. Бутуль полемологическое направление (см.: там же, р. 8)? Прежде всего он подчеркивает, что полемология располагает для

"состоянию порядка и покоя". Соответственно, полемология противопоставляется "иренологии" (социологии мира). Впрочем, по сути, последняя вообще

своих целей воистину огромной источниковедческой базой, какая редко имеется в распоряжении других отраслей социологической науки. Поэтому главный вопрос состоит в том, по

лишается своего предмета, поскольку "изучать мир можно только изучая войну". В то же время не следует упускать из виду и теоретических достоинств полемологии,

каким направлениям вести классификацию бесчисленных фактов этого огромного массива документации. Бутуль называет восемь таких направлений: 1) описание материальных фактов

ее вклада в разработку проблематики вооруженных конфликтов, исследование их причин и характера. Главное же для нас в данном случае состоит в том, что возникновение

по степени их убывающей объективности; 2) описание видов физического поведения, исходя из представлений участников войн об их целях;3) первый этап объяснения: мнения

полемологии сыграло значительную роль в становлении, ле-гитимизации и дальнейшем развитии социологии международных отношений, которая нашла свое непосредственное, либо

историков и аналитиков; 4) второй этап объяснения: теологические, метафизические, мо-ралистские и философские "взгляды и доктрины; 5) выборка и группирование фактов

опосредованное отражение в работах таких авторов, как Ж.-Б. Дюро-зель и Р. Боек, П. Асснер и П.;М. Галлуа, Ш. Зоргбиб и Ф. Моро-Дефарг, Ж. Унцингер и М. Мерль, А.

и их первичная интерпретация; 6)

Самюэль, Б, Бади и М.-К. Смуц и др., к которым мы будем обращаться в последующих главах.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи