систему, цивилизации, отношений, международной, общества

Особенности среды международных отношений. Часть 1

Категория: Товары и услуги

Действительно, относительно легко представить себе систему, структуру и среду межгосударственных, например, региональных отношений. Так, структура Европейского союза

среда, но не как система в точном значении этого термина, т.к. она не может иметь отношений или взаимодействовать с какими-либо родственными системами. Ф. Брайар,

может быть представлена как способ организации экономического, дипломатического, военно-политического, культурного и иного взаимодействия входящих в него государств. По

напротив, подчеркивает, что любая система, по определению, не может не иметь среды, что однако не означает, что любая система обязательно находится во взаимодействии со

отношению к нему средой будет выступать совокупность других государств, а также различных международных организаций и иных акторов на регионально-географическом

своей средой. Существуют не только открытые, но и закрытые системы. Именно к числу этих последних и принадлежит глобальная международная система. Наконец, приведем и

(европейском), политическом (ООН и ее институты, Организация американских государств, Организация африканского единства. Лига арабских государств, ОСНАА и т.д.),

позицию Ж. Модельски, согласно которой к среде международных отношений относится все то, что выходит за ее рамки, т.е. существует независимо от нее, идет ли речь о

экономическом (ОЭСР, ОПЕК, ЕАСТ, ЛАЭС и тд.) и прочих уровнях. Каждый из элементов этой среды оказывает то или иное влияние на функционирование и развитие системы ЕС,

географическом окружении или о политических отношениях. Отмеченные расхождения в понимании международной среды не затрагивают, однако, того, что абсолютное большинство

результатом которого будут как изменения, происходящие в данной системе, так и реакция ("ответы") на эти влияния со стороны Европейского союза. В данной связи

авторов отмечает в качестве специфической особенности социальной среды глобальной международной системы: ее "интрасоцие-тальный", по выражению Д. Истона,

американские ученые Гарольд и Маргарет Спроут выдвинули идею "экологической триады", состоящей из трех частей: международного актора, окружающей его среды

характер. Иными словами, речь идет о "внутреннем окружении", или "контексте" - совокупности факторов, которая оказывает воздействие на глобальную

(эн-вайромента) и взаимодействия между ними. При этом они выделяют несколько типов такого взаимодействия. Во-первых, - это взаимодействие, связанное с реальными

международную систему, навязывая ограничения и принуждения ее развитию. В самом общем виде можно сказать, что такой совокупностью факторов являются цивилизационные

возможностями существующего энвайромента, т.е. имеющейся совокупностью ограничений среды, которые актор не может преодолеть: так, например, персидский царь Дарий не мог

изменения. Социальная среда. Особенности современного этапа мировой цивилизации Понятие "цивилизация" появилось в XVIII в. и использовалось вначале для

уладить по телефону свои разногласия с Александром Македонским. Во-вторых, - это взаимодействие, формирующееся под влиянием вероятностных тенденций данного энвайромента:

обозначения определенной исторической ступени в развитии общества. Впервые употребивший это понятие шотландский философ А. Фергюссон (1723-1816) рассматривал его

т.е. в любой ситуации существуют ограничения среды, которые делают вероятным какой-то вполне определенный характер "нормально ожидаемого" поведения. Наконец,

содержание в самом широком смысле - как то, что отличает человеческое общество от животного мира, с одной стороны, и от любого иного общества, с другой. Однако уже со

в-третьих, - это тип осознанного поведения актора, или, иначе говоря, своеобразие его личностного восприятия окружающей среды (которое может кардинально отличаться от

второй половины XVIII в. широкое распространение получило и иное толкование понятия цивилизации. Оно стало трактоваться как определенная совокупность ценностей,

того, чем она является на самом деле) и, соответственно, реакции на ее изменения. Б. Рассет и X. Старр прибегают в этой связи к аналогии с меню: личность (актор),

обогащаемых в ходе развития общества, как его социальное и моральное совершенствование. Миссия цивилизации, отмечали французские просветители, состоит в том, чтобы

находясь в ресторане, сталкивается с меню (энвайроментом), которое не определяет его выбор, но ограничивает возможности. Исходя из этого, можно, при условии знания

покончить с войнами и завоеваниями, с рабством и нищетой и распространить на мир славную "империю разума". Известные французские социологи конца XIX - начала

"меню" актора и индивидуального процесса принятия решений, проанализировать его поведение. Методологическая полезность подобного рода теоретических моделей не

XX вв. Э. Дюркгейм и М. Мосс относили к цивилизации крупные идеологические, художественные, культурные и политические ценности и движения. Характерная черта цивилизации,

вызывает сомнений. Трудности возникают, когда речь заходит о глобальной, или общепланетарной международной среде. Они касаются, прежде всего, внешней среды глобальной

по их мнению, состоит в том, что она выходит за пространственные и временные рамки той или иной исторической общности. Поэтому к цивилизации они относили только те

международной системы, для которой описанные выше примеры являются не более, чем контекстом (внутренней средой). Как пишет М. Мерль, внешняя среда глобальной

элементы в жизни общества, которые могут передаваться или заимствоваться: например, формы государственного правления Древней Эллады и Древнего Рима, ценности эпохи

международной системы может быть найдена только в природном окружении: атмосфера, стратосфера, солнечная система... Но тогда наука о международных отношениях должна будет

Возрождения и Реформации, сказки африканских племен и т.п. В философии О. Шпенглера (1880-1936) цивилизация - заключительный период в развитии замкнутых, локальных

совпасть с метеорологией или же астрологией. Исходя из подобного понимания, Г. и М. Спроут считают, что понятие среды, вполне операциональное применительно к анализу

культур (египетской, греко-римской, западноевропейской и т.п.), в процессе которого происходят их закат и упадок. Цивилизация и прогресс несовместимы, как невозможно и

такой конкретной области как экология, малопродуктивно при исследовании глобальных международных отношений, требующем гораздо более высокого уровня абстракции. В свою

существование единой, общечеловеческой цивилизации. Идея плюрализма локальных цивилизаций, переживающих несколько стадий в своем развитии - от зарождения до гибели -

очередь, с точки зрения Д. Сингера, понятие среды может быть полезным при изучении международных подсистем. Что же касается глобальной международной системы, то она может

характерна и для А. Тойнби (1889-1975). Вместе с тем он отмечал и преемственность, наличие единства в различных цивилизациях, представляющих, по его мнению,

рассматриваться лишь как их

многочисленные ветви общего древа человеческой истории.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи