государства, организации, международных, транснациональным, характер

Негосударственные участники международных отношений. Часть 2

Категория: Товары и услуги

Так, например, в статье 100 Устава ООН говорится: "I. При исполнении своих обязанностей Генеральный Секретарь и персонал Секретариата не должны запрашивать или

это могут быть и ценности, связанные с этнической идентификацией субгосударственного характера - как это имеет место у курдов или берберов. В этой связи сегодня все более

получать указания от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться

ощутимо возрастает роль международных неправительственных организаций (НПО). В отличие от межправительственных организаций, НПО - это, как правило, нетерриториальные

на их положении как международных должностных лиц, ответственных только перед Организацией. 2. Каждый Член Организации обязуется уважать строго международный характер

образования, ибо их члены не являются суверенными государствами. Они отвечают трем критериям: международный характер состава и целей; частный характер учредительства;

обязанностей Генерального Секретаря и персонала Секретариата и не пытаться оказывать на них влияние при исполнении ими своих обязанностей". Однако на деле

добровольный характер деятельности. Вот почему их причисляют к "новым акторам" (М.-К. Смуц), "акторам вне суверенитета" (Д. Розенау),

господствующее влияние на ориентацию деятельности ООН и ее институтов имеют США и их союзники. Этому способствует действующий в указанных институтах принцип

"транснациональным силам" (М. Мерль), "транснациональным организациям" (Ш. Зоргбиб) и т.п. Существует как узкое, так и расширительное понимание

уравновешивающего голосования при принятии решений, в соответствии с которым наибольшими возможностями располагают государства, оказывающие этим институтам наибольшую

НПО. В соответствии с первым, к ним не относятся общественно-политические движения, транснациональные корпорации (ТНК), а тем более - организации, созданные и

финансовую поддержку. Благодаря этому США располагают около 20% голосов в МВФ и Всемирном Банке (см.: 14, р. 136). Все это ставит проблему эффективности МПО и особенно

существующие под эгидой государств. Так, Ф. Брайар и М.-Р. Джалили под НПО понимают структуры сотрудничества в специфических областях, обьединяющие негосударственные

такой, наиболее крупной и универсальной из них по своим задачам, как ООН. Созданная в целях поддержания международного мира и безопасности, развития дружественных

институты и индивидов нескольких стран: религиозные организации (например, Экуменический Совет Церквей), организации ученых (например, Пагоушское Движение); спортивные

отношений и сотрудничества между государствами, способствуя обмену мнениями и улучшению взаимопонимания между ними, ООН в условиях холодной войны нередко служила местом

(ФИФА), профсоюзные (МФП), правовые (Международная Амнистия) и т.п. организации, объединения, учреждения и ассоциации. Напротив, Ш. Зоргбиб считает, что термин

ожесточенных пропагандистских схваток, выступала как сугубо политизированное учреждение, демонстрировала несоответствие конкретных результатов требованиям современности,

"НПО" включает три вида организаций или институтов. Во-первых, это "силы общественного мнения". Они не могут составить реальную конкуренцию

неспособность обеспечить решение возложенных на нее задач. Специалисты отмечают и такое противоречие, явившееся обратной стороной принципа равноправия всех членов ООН,

государствам как международным акторам, с точки зрения влияния на мировую полигику, но оказывают существенное воздействие на международное общественное мнение. Сюда

как ситуация, когда значительная часть членов ООН - малых или даже микрогосударств - обладает равными голосами с крупными странами. Тем самым решающее большинство может

относятся различного рода "интернационалы": политические (например, Социнтерн); религиозные (например, Экуменический Совет Церквей); гуманитарные

быть составлено теми, кто представляет менее десяти процентов мирового населения, что так же недопустимо, как и доминирование в этой организации небольшой группы великих

(Международный Красный Крест). Во-вторых, это "частные транснациональные власти", т.е. организации и институты, символизирующие появление на мировой арене

держав. Генеральный Секретарь ООН отмечает, что "двусторонние программы помощи зарубежным странам нередко были инструментом "холодной войны" и до сих

новых "экономических, оккультных и неконтролируемых" сил. Они выражают расхождение между политической и экономической властью в международных отношениях и

пор остаются под сильнейшим воздействием соображений, продиктованных интересами политического влияния и национальной политики". В конце 80-х - начале 90-х годов

серьезно сотрясают организацию "мирового общества". Сюда относятся транснациональные предприятия (ТНП), с одной стороны, и транснациональный синдикализм, с

окончание "холодной войны" принесло новые возможности укрепления этой всемирной организации, увеличения ее потенциала и эффективности, решения ею проблем,

другой. Наконец, в-третьих, это "ассоциации государств-производителей". Речь идет об организациях, которые являются межправительственными по своей структуре и

связанных с выполнением своего мандата. Многие из этих проблем объясняются ограниченностью всякой межправительственной организации рамками государственно-центрич-ной

составу, но транснациональными по характеру деятельности и которые "стремятся утвердить свое экономическое влияние в международном обществе, воспроизводимом как

модели поведения. Государство - действительно универсальная модель политической организации людей, о чем свидетельствует ее распространение на все новые нации и народы.

единое пространство, как общепланетарная общность". Сюда относятся: Межправительственный Совет Стран Экспортеров Меди, Организация Стран Экспортеров Железа,

Однако уже приведенные факты противоречий между формально-юридическим равенством и фактическим неравенством государств доказывают, что ее роль нельзя абсолютизировать.

Международная Ассоциация Боксита и, конечно, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕП). Таким образом, речь идет, по существу, о всех негосударственных участниках

Исследования в области социологии международных отношений показывают, что во многих к тому же становящихся все более частыми ситуациях интересы людей и их

международных отношений, о том, что Д. Розенау назвал, в противовес традиционному миру государственных международных акторов, "вторым миром", или

"патриотизм" связаны не с государством, а с другими общностями, политическими или культурными ценностями, которые воспринимаются ими как более высокие: это

"полицентричным миром", состоящим из огромного, почти бесконечного числа участников, о которых можно с уверенностью сказать только то, что они способны на

могут быть ценности панисламизма, связанные с чувством принадлежности к более широкой общности, чем нация-государство, но

международную деятельность, более или менее независимую от государства. Подобное понимание свойственно и теоретикам взаимозависимости, или транснационализма.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи