товара, полезности, прибыль, стоимость, потребителя

Экономическая динамика. Бесполезность понятия «полезности». Часть 1

Категория: Товары и услуги

Теория предельной полезности, являясь основным каркасом теории экономического поведения потребителей, вызывала и продолжает вызывать возражения многих экономистов.

обратно пропорционально их цене. У каждого из нас свое представление об относительной стоимости товаров (p1/p2), но рынок, суммируя наши мнения и оценки, устанавливает

Невозможность количественного измерения и сомнительность качественных характеристик полезностей продолжают порождать попытки создания альтернативных теорий поведения

единую для всех цену (предельную полезность) товара. При этом мнение каждого учитывается пропорционально его бюджету, затраченному на осуществление обмена. Каждый из нас

потребителей. Одной из возможных альтернатив является попытка рассматривать поведение потребителя так же, как и поведение производителя. Потребитель и производитель

легко может установить стоимость, подаренной ему, авторучки, используя методы древней ярмарки. Для этого достаточно предложить сослуживцам обменять ее на, принадлежащие

стремятся извлечь из процесса потребления и производства максимальную прибыль. В результате такого подхода полезность и предельная полезность товара трансформируются в

им, карандаши. Чем больше будет участников торга с карандашами и ручками, тем точнее будет цена. Вычислив среднеарифметическое количество предлагаемых карандашей,

общую стоимость и цену товара соответственно. Понятие полезности (Utility), возникнув 300 лет назад в математической теории вероятности, успешно обосновалось в

предположим, равное 107, и, умножив на известную стоимость карандаша (30 центов), установим стоимость авторучки, в нашем случае, равной 32,10 доллара. Таким способом мы

экономической науке, благодаря усилиям Дж. Бентама (Bentham J.) и В. Ст. Джевонса (Jevons W. S.), а также, многочисленных их последователей. Полезность, предельная

сможем установить рыночную стоимость любого офисного оборудования, предметов домашнего хозяйства, любой фабрики, завода или участка земли. Такие древние ярмарки

полезность, правило максимизации полезности стали краеугольными понятиями теории спроса и поведения потребителей. Предполагается, что все экономические агенты рациональны

происходят ежедневно на товарных рынках, на рынках услуг и валют и на всех остальных, которые существуют сегодня и будут существовать в будущем. Остановимся подробнее на

и их потребление направлено на достижение максимальной полезности. Но, количественная неизмеримость и сомнительность качественных оценок полезности всегда вызывала и

установлении рыночной цены (предельной полезности), количества производимой продукции, а, следовательно, и общей стоимости товара (общей полезности). Покажем, что закон

вызывает несогласие и критику применимости подобных экономических категорий. В последнее время эта критика становится, практически, всеобщей. Действительно, если

Сэя (Say`s Law) в долгосрочном периоде носит всеобъемлющий характер и, если нет внешнего вмешательства в рыночные механизмы, то никакого перепроизводства или

невозможно количественно измерить полезность, то очень сомнительно выглядят попытки качественно оценивать ее категориями «больше» или «меньше», «выше» или «ниже»,

недопроизводства не может быть в принципе. Потребитель на рынке руководствуется теми же принципами, что и огромная корпорация. Он пытается получить прибыль. Для

«сильнее» или «слабее». Применение сомнительных категорий можно избежать, если рассматривать поведение потребителя так же, как и поведение предприятия. И предприятие, и

собственника бизнеса, особенно небольшого, нет видимых границ между его личными потребительскими расходами и затратами предприятия, между его личным доходом и доходом его

потребитель стремятся получить максимальную прибыль. Действительно, очень сомнительным представляется тот факт, что предприниматель во время рабочего дня руководствуется

бизнеса, его личной прибылью и прибылью предприятия. Сто или двести лет назад мелкий торговец или ремесленник в затраты, совершенно не задумываясь, включал стоимость

одним принципом (максимизация прибыли), а вечером, став потребителем, начинает руководствоваться совершенно другим принципом (максимизация полезности). Логично

материалов для бизнеса и стоимость продуктов питания для себя. Сегодня каждый студент университета сравнивает стоимость обучения с ростом будущих доходов. Другими

предположить, что существует единственный принцип поведения: максимизация прибыли. На макроуровне индивидуальные полезности и предельные полезности некоего товара

словами, он подсчитывает прибыль, которую получит, закончив обучение. Покупая автомобиль, мы подсчитываем прибыль, которую мы получим в виде свободного времени, которое

тождественны общей стоимости и цене этого товара соответственно. Безусловно, у каждого экономического агента свои представления о справедливой цене (предельной

тоже имеет цену, и сокращения затрат на такси и общественный транспорт. Явно или неявно любой индивид стремится получить прибыль, которую затем потратит на приобретение

полезности) товаров, но, суммируя и усредняя их пропорционально размеру индивидуального бюджета, рынок устанавливает единую для всех цену (предельную полезность) товаров.

потребительских товаров или капитальных благ. Именно размер прибыли определяет то, какие части своего бюджета он потратит на приобретение того или иного продукта.

Чем больше потребителей склоняется к покупке какого-либо товара, тем выше на него спрос и цена (предельная полезность). Если производитель отреагирует на рост спроса

Полученная прибыль тратится на приобретение дополнительных товаров. Производственная функция потребителя, когда он получает прибыль, имеет следующий вид: wl + d(wl) =

увеличением выпуска товара, то предельная полезность или цена товара снизятся. Рост количества товара приводит к снижению его предельной полезности. Общая стоимость

p1q1 + d(p1q1) + p2q2 + d(p2q2), (4), а прибыль потребителя: d(wl) = d(p1q1) + d(p2q2). (5). Мы легко установим, в какой пропорции в дальнейшем тратить наш бюджет на

товара определяет его общую полезность. Затрачивая определенную часть бюджета, индивидуум сигнализирует и сообщает об определенной полезности одного товара по сравнению с

приобретение различных товаров, если установим, какую часть прибыли дает нам дополнительное приобретение одного из товаров, при условии, что приобретение остальных

другими. Чем больше средств индивидуумов уходит на приобретение товара, тем большую ценность (общую стоимость) он представляет для всего общества. Как устанавливаются

остается неизменным. Полезность товара (общая стоимость товара), как мы видим, легко определяется только в неравновесных условиях или, другими словами, в условиях

цены на товарных рынках? Так же, как и 1000 лет назад, на первых ярмарках в Европе и других частях света. С помощью взаимного торга. Для каждого индивида в экономике, где

экономического роста. Сколько стоит завод или фабрика, когда их прибыль равна нулю, какая цена участка земли, если при любом ее использовании мы можем, лишь, возместить

производится два товара, производственная функция в условиях равновесия имеет вид: wl = p1q1 + p2q2, (1). где w – стоимость труда, l – количество труда, p1 – цена первого

свои затраты? В равновесных условиях, когда прибыль и экономический рост равны нулю, определить цены товаров невозможно. Мы имеем одно уравнение (1) и два (два

товара, q1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, q2 – количество второго товара. Левая часть уравнения представляет собой бюджетное ограничение, равное

потребляемых товара) или бесконечно много (в реальных условиях) неизвестных. В случае получения положительной прибыли, в соответствии с уравнением (5), фиксируя

размеру зарплаты или, в более общем случае, дохода. В состоянии равновесия, когда доходы неизменны, а цены стабильны: d(wl) = p1 dq1 + p2 dq2 = 0, (2) ; p1/p2 = - dq2/

потребление всех товаров, кроме одного, на неизменном уровне и, предполагая, что цены товаров достаточно стабильны, мы легко можем определить цены всех товаров. Цена

dq1. (3) . Последнее уравнение представляет собой правило замещения товаров: изменения количества приобретаемых товаров

товара будет равняться прибыли, полученной от дополнительно потребляемого товара, деленной на прирост количества потребляемого товара.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи