кредитование, кредитный, продукты, кредиты, портфель

Подходы к оценке качества заемщика и адаптация кредитной линейки в условиях кризиса. Часть 1

Категория: Товары и услуги

В конце 2008 года мировой финансовый кризис добрался и до России. Обвал на финансовых рынках и значительное снижение капитализации крупных российских компаний привели к

кредитов (потребительские кредиты, автокредиты, кредитные карты, кредиты для малого и среднего бизнеса). При этом пассивная база для предоставления данных кредитных

кризису доверия, вызвавшего в свою очередь кризис ликвидности. На первых порах трудности почувствовали крупные компании, которые стали испытывать финансовый голод, так

продуктов должна была обеспечиваться банком самостоятельно – за счет привлечения средств на открытом рынке (депозиты и долговое финансирование). Несмотря на значительное

как банки, потеряв источники длинного и дешевого фондирования, практически перестали кредитовать экономику, а те, кто еще продолжал кредитовать, существенно увеличивали

снижение объемов кредитования и рост просрочки по текущему кредитному портфелю, банк не приостановил программы автомобильного и потребительского кредитования и продолжал

процентные ставки. Нехватка средств, которые, как правило, крупные компании использовали на развитие новых проектов, пополнение оборотных средств, погашение имеющихся

наращивать качественный кредитный портфель, чтобы покрыть убытки от плохих активов. При этом мы были вынуждены неоднократно пересматривать продуктовую линейку. В линейку

долгов и т.д. вынуждала их минимизировать издержки, сокращая персонал и фонд оплаты труда, расходы на социальные программы, отказываясь от инвестиционных проектов. Далее

кредитных продуктов. - Ограничена целевая аудитория – начиная с конца 2008 г. приоритетными для банка стали клиенты с подтвержденным доходом (2НДФЛ), бюджетная сфера.

по нисходящей проблемы ощутили средние и мелкие компании, а также обычные рядовые граждане. В итоге сложившаяся ситуация спровоцировала рост безработицы и нестабильность

Банк отказался от кредитования собственников бизнеса и ИП — в рамках розничного кредитования, переведя данное направление в сферу Департамента малого и среднего бизнеса.

на рынке труда, которая выражалась в невозможности быстрого трудоустройства, а это в свою очередь привело к тому, что многие заемщики оказались не в состоянии обслуживать

Также в настоящее время мы не кредитуем клиентов, постоянно проживающих (прописанных) и/или работающих вне территории присутствия филиала банка. - Ограничены/пересмотрены

долг, и у банков стал ухудшаться кредитный портфель. К прочим факторам роста просроченной задолженности можно также отнести падение курса национальной валюты и

каналы продаж — в части потребительского и ипотечного кредитования, а также кредитных карт приоритет был отдан собственным прямым продажам и продажам в офисах банка. Банк

«закредитованность» населения. У банков, активно занимающихся кредитованием населения, возникла серьезная проблема ухудшения качества кредитного портфеля. Так, в конце

практически полностью отказался от такого канала партнерских продаж, как кредитные брокеры, сотрудничество с которыми ранее было одной из основных стратегий банка и

2008 г. основная масса банков приостановила кредитование, некоторые игроки ушли с рынка. Для кого-то решающим фактором стало существенное увеличение фондирования или

которая до недавнего времени приносила ощутимые плоды. Так, например, банк никогда не платил за рекламу, нигде не размещался и не платил вознаграждения посредникам, при

вовсе его отсутствие, а кто-то занял выжидательную позицию. Те же банки, которые продолжали по-прежнему осуществлять кредитование, внесли существенные коррективы в

этом был успешен в привлечении ипотечных клиентов как раз за счет лояльной работы с партнерами. Финансовый кризис привел к тому, что в отсутствие спроса на финансовые и

кредитную политику:обновили продуктовую линейку, исключив из нее некоторые кредитные продукты, ужесточили андеррайтинг заемщиков и требования к обеспечению, пересмотрели

брокерские услуги и, как следствие, значительного снижения доходов у посредников, увеличилось количество некачественных клиентов, а также возросло мошенничество со

каналы продаж и т.д. Другими словами, кризис заставил банки в максимально короткие сроки изменить бизнес-модель – перейти от количественных показателей к качественным, то

стороны данных контрагентов. Мы не отказались полностью от работы с посредниками и продолжаем сотрудничать с несколькими проверенными брокерскими агентствами. Аналогичная

есть отказаться от агрессивного наращивания кредитного портфеля и сместить акцент в пользу качества кредитного портфеля. Особенно остро кризис сказался на монопродуктовых

ситуация произошла и на рынке автокредитования — банк отказался от кредитования покупки автомобиля у серых (неофициальных) дилеров, на авторынках, а также у частных лиц и

банках, так как выбранная ими стратегия развития не позволяла оперативно отреагировать на изменения конъюнктуры рынка. Монопродуктовые банки не имели возможности

юрлиц (не являющихся автосалонами). В настоящее время банк предоставляет возможность приобрести автомобиль в кредит только в салонах официальных дилеров. - Отказ от

оперативно заместить ставшие в кризис рискованными и/или низкодоходными продукты доходными/высокомаржинальными кредитными продуктами. Некоторых из таких банков

«длинных» кредитов — в 2008 году были приостановлены ипотечные программы кредитования. В настоящее время банк проводит единичные ипотечные сделки. Снижены максимальные

(монолайнеров) кризис заставил быть более универсальными. Не стал исключением и Москоммерцбанк. Розничное направление в Москоммерцбанке получило развитие в начале 2006

сроки кредитования по автомобильным и потребительским кредитам до 36 мес. - Пересмотрены, в сторону ужесточения, основные параметры кредитования: уровень процентных

года. Основным финансовым продуктом была выбрана ипотека. Это было обусловлено тем, что бизнес-модель банка предполагала активное формирование пулов ипотечных кредитов

ставок по кредитам; размер первоначального взноса по программам автомобильного и ипотечного кредитования был существенно увеличен; увеличен срок рассмотрения кредитных

для последующей секюритизации на западных рынках. Так уже к концу 2006 г. ипотечный кредитный портфель Москоммерцбанка превысил $598 млн (15,5 млрд руб.) и банк вошел в

заявок: сроки увеличены с одного до 3 — 5 дней; ужесточены требования к оценке заемщика — банк отказался от кредитования без подтверждения доходов и занятоти, а также

тройку лидеров ипотечного кредитования в России. 22 мая 2007 г. портфель ипотечных кредитов банка достиг $1 млрд и по итогам I полугодия 2007 г. Москоммерцбанк занимает

повысил требования к стажу, возрасту заемщика, сфере занятости. - Ужесточены требования к обеспеченности кредитов и качеству залогов. Банк отказался от кредитования под

первое место — по объему выдачи ипотечных кредитов в Москве и области; второе место — в Санкт-Петербурге и области; третье место — по объемам выдачи ипотечных кредитов в

залог менее ликвидного имущества. Мы не выдаем кредиты на китайские автомобили, так как они пользуются очень низким спросом, по держанные отечественные автомобили,

России (данные РБК-Рейтинг). Монопродуктовость банка не стоит воспринимать буквально. Как правило, услуг все-таки несколько, но банк концентрируется на продажах продуктов

vip-автомобили (Феррари, Бентли, дорогие лимузины, Мерседесы, Майбахи), так как в настоящее время ликвидность данных автомобилей низка. Также существенному ужесточению

только одной группы (как правило, ипотека, потребительские кредиты и пластиковые карты). Так и в линейке Москоммерцбанка были такие финансовые продукты, как

подверглись программы кредитования подержанного транспорта – это относится к максимально допустимому возрасту автомобиля и сроку кредитования. - Отказ от ряда кредитных

потребительские и автокредиты, но на них делалась незначительная ставка. От портфеля, который был более миллиарда долларов в 2008 г., доля таких продуктов составляла не

программ. Банком были приостановлены такие программы кредитования, как автокредитование без страховки и первоначального взноса, приобретение ТС у физического лица и с

более 10%. Однако кризис внес свои коррективы в дальнейшую стратегию развития банка. Так, в условиях финансового кризиса рынки секьюритизации за рубежом стали потихоньку

зарубежных аукционов, программы buy-back, кредитование б/у отечественного транспорта, кредитование новостроек, земельных участков, загородной недвижимости (домов,

сворачиваться, а темпы роста активных операций существенно замедлились, в связи с этим реализация изначально выбранной бизнес-модели стала невозможной. Появилась

коттеджей, таунхаусов), а также все программы экспресс-кредитования. К сожалению, для сохранения доходности и качества кредитного портфеля адаптировать кредитные

необходимость создать банк, предоставляющий весь спектр банковских услуг как частным, так и корпоративным клиентам, переориентироваться на выдачу высокодоходных

предложения к постоянно изменяющимся реалиям рынка было недостаточно. Необходимо было разработать и усовершенствовать ряд мер по борьбе с ростом просроченной

краткосрочных и среднесрочных

задолженности и ее профилактике.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи