финансово, организация, рынка?, банком, рублей

Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы. Часть 1

Категория: Товары и услуги

Государственная поддержка микрофинансирования: принципы и перспективы. Взгляд со стороны рынка. Обсуждая вопросы государственной поддержки микрофинансирования, следует,

поскольку создание отделений МФО существенно дешевле, чем сопоставимых банковских отделений. Осуществление третьего подхода - кредитования банками успешных небанковских

прежде всего, разделить ее на две важные составляющие: поддержка путем создания стимулирующего законодательства (регулирования) и бюджетная поддержка. Первая носит более

микрофинансовых институтов, совершенно необходимо, поскольку даже дочерние МФО крупнейших банков не смогут полностью обеспечить потребности микробизнеса, а также

общий и фундаментальный характер, обеспечивая благоприятные условия для развития рынка в целом. Вторая может помочь быстрому развитию необходимых рыночных механизмов или

потребителей, проживающих в небольших населенных пунктах. Так, например, филиальная сеть крупнейшего банка – Сбербанка России включает в себя около 21 тысячи точек

поддержать тех, кому существующие на рынке ресурсы сегодня недоступны. Однако, любая господдержка может принести системную пользу, только если она отвечает долгосрочным

обслуживания, в то время как в России насчитывается более 140 000 малых населенных пунктов с числом жителей от 100 человек и выше, в которых социально – экономическая

интересам развития рынка, выдержана в единой логике и имеет четкие и понятные индикаторы измерения эффективности. В этой связи, говоря о существующих сегодня механизмах

обстановка, как правило, наиболее сложная. Как следствие, основными финансовыми учреждениями в малых населенных пунктах часто могут являться исключительно небанковские

государственной поддержки микрофинансирования и формируя предложения по их дальнейшему развитию, следует, прежде всего, определить, какой нам видится долгосрочная

микрофинансовые институты. Исходя из проведенного нами анализа рынка спроса и предложения, для удовлетворения текущих финансовых потребностей в микрокредитах субъектов

стратегия микрофинансирования в России. Принимая во внимание существующую ситуацию на рынке финансово – кредитных услуг, выражающуюся в общей недостаточности ресурсов для

предпринимательства на территории страны требуется примерно 200 миллиардов рублей (это позволит кредитовать ежегодно 1 000 000 субъектов микробизнеса при средней сумме

финансового обеспечения развития малого бизнеса и борьбы с бедностью, наиболее целесообразным для нашей страны представляется организация двухуровневой системы

микрокредита в 200 000 рублей). Для кредитования начинающих предпринимателей (start – up) из числа безработных и других незащищенных социальных групп населения,

микрокредитования, включающей в себя на верхнем уровне банки, а на нижнем – небанковские микрофинансовые институты. Крупнейшие розничные банки, имеющие развитые

понадобится до 30 миллиардов рублей в год, что обеспечит финансированием еще 200 000 начинающих предпринимателей. Понятно, что обеспечить такие потребности, да еще в

филиальные сети – в первую очередь, Сберегательный Банк РФ, ВТБ24, Россельхозбанк, планируемый к созданию «Почта-банк» могут сыграть важную роль в быстром увеличении

условиях заметных территориальных диспропорций, может только сильная и диверсифицированная система микрофинансирования, включающая в себя различные финансовые институты.

объема микрокредитования. Согласно мировой практике, для организации программы микрокредитования в банке может быть использовано три подхода: 1. прямого банковского

Какими же могут быть составляющие небанковского микрофинансового рынка? В мире известно несколько основных форм организации микрофинансовой деятельности. Появившись в

микрокредитования; 2. выделения микрокредитной программы в специально созданную банком дочернюю структуру; 3. «оптового» кредитования банками существующих микрофинансовых

секторе некоммерческих организаций, она постепенно распространилась на кооперативную финансовую систему, коммерческий сектор и банки. При этом, максимальной эффективности

организаций. Первый путь сегодня довольно активно внедряется многими банками, но он имеет ряд ограничений. Во-первых, в его рамках нельзя организовать кредитование

микрофинансовых программ можно достичь в случае опоры на несколько несвязанных видов МФИ. Почему? Рассмотрим на примере. Так, один из главных видов МФИ - кредитный

предпринимателей, которые живут в небольших городах вне зоны покрытия банковских отделений. Во–вторых, рассматривая нишу микрокредитования в диапазоне от нескольких тысяч

кооператив – это членская организация, основой функционирования которой являются сбережения населения (членов кооператива) и коллективное самоуправление. Модель

до одного миллиона рублей, легко увидеть тяготение банков к верхнему пределу этой суммы, что приводит к среднему размеру микрокредита в банковском секторе около 500 тыс.

замечательная, однако, при всей своей эффективности, она является непривлекательной для частных инвесторов, поскольку не позволяет им управлять вложенными инвестициями

рублей. Однако, микрокредиты по своей идеологии обязаны достигать и более мелких, социально незащищенных заемщиков, так как им они необходимы даже больше, чем

пропорционально их объему. Для последних более разумной является форма коммерческой микрофинансовой организации (хозяйственного общества). В то же время, для выполнения

микропредприятиям, уже вставшим на ноги. Таким образом, аутсорсинг программы на специальную дочернюю микрофинансовую структуру банка позволяет достичь ряда преимуществ: -

ряда специальных задач, связанных с закрытием «провалов рынка», то есть предоставлением финансирования наиболее рисковым категориям заемщиков, не отвечающих требованиям и

реализовать специальный подход к оценке кредитоспособности микропредприятий, что удешевит микрозаймы при сохранении достаточного высокого уровня рентабельности программы;

возможностям частных организаций, могут организовываться специальные НКО, созданные в том числе при участии государства (например, фонды поддержки малого

- создать филиальную сеть МФО, расширяющую филиальную сеть банка, за счет проникновения в районные центры и небольшие населенные пункты. Это эффективно,

предпринимательства). Таким образом, описав структуру рынка, которую мы считаем оптимальной для России, можно теперь перейти к обсуждению основных параметров его

государственной поддержки.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи