иностранных, министерств, начало, консулы, языков

Дипломатическая служба в послепетровские времена. Часть 2

Категория: Международная торговля

Конец XVIII — начало XIX в. в Европе характеризовались распространением новой наполеоновской модели государственного администрирования. Ей были присущи многие черты

строгости закона». Во второй половине XIX в. преобразования в системе высших и центральных органов власти были продолжены. Нововведения коснулись и Министерства

военной организации: максимальная централизация, единоначалие, суровая дисциплина, строжайшая ответственность чиновников. Одновременно новая административная система

иностранных дел, возглавляемого с 1856 по 1882 г. князем А.М.Горчаковым. Под его руководством министерство было освобождено от ряда несвойственных ему функций цензуры

отличалась предельной рациональностью, логичностью структуры, конкурсной системой приема на государственную службу. Наполеоновские реформы затронули и государственную

политических публикаций, управления окраинами империи, церемониальных дел. Развитие международных связей в политической и экономической сферах требовало значительного

службу России. Прежде всего был осуществлен переход от системы коллегий к системе министерств. Ведущим принципом служебных отношений стал принцип единоначалия. 8 сентября

расширения сети зарубежных представительств. К началу 90-х годов XIX в. за границей функционировало 6 посольств и 26 миссий, 25 генеральных консульств, 86 консульств и

1802 г. Александр I издал Манифест об учреждении должностей министров. Коллегии, в том числе и Коллегия иностранных дел, были расписаны между министрами, при которых для

вице-консульств Российской империи. Главные задачи внешнеполитического ведомства и его структур определялись следующим образом: — политические сношения с иностранными

сношения с коллегиями были учреждены соответствующие канцелярии. Сейчас такие канцелярии называют аппаратами министров. Немало внимания уделялось кадровому составу

государствами; — покровительство в чужих краях русской торговле и вообще русским интересам; — ходатайство о законной защите русских подданных по их делам за границей; —

руководителей дипломатических представительств за рубежом. По штатному расписанию 1800 г. послы назначались в Вену, Стокгольм; посланники в Берлин, Лондон, Копенгаген,

содействие удовлетворению законных требований иностранцев по их делам в России; — издание «Ежегодника МИДа», в котором публиковались важнейшие документы текущей политики

Мюнхен, Лиссабон, Неаполь, Турин, Константинополь . Вместо министров и резидентов в Дрезден и Гамбург были назначены поверенные в делах, в Данциг и Венецию — генеральные

— конвенции, ноты, протоколы. Существенные изменения произошли и в практике подбора и воспитания дипломатических кадров, повлекшие заметное обновление состава

консулы. Административную реформу того времени завершило разработанное в 1811 г. М.М.Сперанским «Общее учреждение министерств». Теперь единоначалие окончательно

дипломатического корпуса за границей. Отказались от практики предоставления дипломатических постов иностранцам. Повысились требования к образовательному уровню служащих.

становилось основой организационного принципа деятельности министерства; устанавливалось единообразие структуры, делопроизводства и отчетности министерства; учреждалась

С 1859 г. поступление на дипломатическую службу требовало наличия диплома о высшем гуманитарном образовании. Претендент на должность должен был в совершенстве владеть

строгая подчиненность всех подразделений министерства по вертикали; назначение министра и его заместителя (товарища министра) производилось самим монархом. Роль Коллегии

двумя иностранными языками, обладать глубокими познаниями в области истории, географии, статистики, политэкономии, международного права. В то время это предполагало

иностранных дел в такой системе администрирования объективно стала сходить на нет. В 1832 г. по именному указу Николая I «Об образовании министерства иностранных дел»

окончание либо Александровского лицея, либо Училища правоведения, либо Юридического факультета Университета, либо Лазаревского института восточных языков. Учитывалось и

коллегия была официально упразднена и превращена в структурное подразделение внешнеполитического ведомства. Поступающие на службу в Министерство иностранных дел

то, что при Министерстве иностранных дел существовала «Ориентальная школа», в которой помимо подготовки драгоманов (переводчиков со знанием восточных языков)

зачислялись по высочайшему указу. С них бралась подписка о неразглашении тайн иностранных дел, о выполнении требования «не ходить на дворы к чужестранным министрам и

осуществлялось преподавание редких европейских языков — новогреческого, сербского, болгарского, албанского, румынского, венгерского. Совершенствовалась и система

никакого с ними обхождения и компании не иметь». Нарушившему установленный порядок грозило не только отрешение от дел, но и «взыскание по всей

дипломатической переписки. В практику дипломатической корреспонденции между посольствами и центром окончательно вошел русский язык. Была учреждена срочная дипкурьерская

связь.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи