свобод, продукты, рыночных, экономики, правил

Рыночный механизм и его функции. Часть 3

Категория: Международная торговля

С учётом объема продаж различают две формы реализации товаров. Оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на

купли-продажи обычных товаров (при отсутствии необходимых патентов, лицензий, при неуплате рыночных сборов, налогов и т.п.) Нелегальным является и черный рынок. На нем

торговых ярмарках и через товарные биржи. Розничная торговля: означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом

подпольно торгуют товарами, которыми законом запрещено реализовывать (например, наркотики, оружие) . Первому и второму типам рыночных отношений присуща определяющая черта

отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках. Рыночные сделки различаются также по характеру

– стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Эти качества не случайны. Они выражают основные черты классического капитализма в рыночной сфере: на рынке

взаимодействия их участников, что определяет неодинаковые типы рынков. Типы рынков. Рынок в одном важном отношении прямо противоположен натуральному хозяйству. В этом

свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий; предприниматели обычно создают продукты на свой страх и риск, без предварительной договоренности с

хозяйстве потребителю зачастую не предоставляется возможность выбирать по его желанию те или иные блага. Рынок же в принципе способен обеспечить его агентам максимальную

покупателями; сами производители, как правило, заботятся о розничной продаже продуктов населению. Такое положение было характерно для рыночного обмена XV-XIX вв. Но в ХХ

степень экономических свобод. Данные свободы позволяют выбирать интересующие его товары из множества взаимозаменяемых и независимых благ. Потребитель может также отыскать

в. возник и полностью развился новый тип рыночных отношений. Рынок третьего типа – регулируемый, подчиненный определенному порядку, который закреплён в правовых нормах и

тех продавцов, кто лучше обслужит и продаст продукт по сходным условиям. Продавец свободен выбирать наиболее подходящего покупателя и распоряжаться вырученными деньгами

поддерживается государством. Такой порядок обусловлен объективными причинами. Прежде всего, важную роль сыграли резко возросший уровень концентрации и централизации

от продажи по своему усмотрению. И покупатель, и продавец могут без ограничений выбирать условия торговой сделки. По степени развитости этих или иных хозяйственных свобод

производства и расширение масштабов фактического обобществления экономики. Крупные предприятия уже не могут, как было прежде, вслепую работать на неизвестный им рынок,

рынки можно подразделить на три типа: а) свободный; б) нелегальный; в) регулируемый. Свободный рынок обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании,

подверженный стихийным переменам. Чтобы не рисковать огромными капиталами, они стремятся заблаговременно, обеспечить себе рынки, сбыта, охотно идут на выполнение выгодных

о котором сказано выше. Между тем определение “свободный” рынок требует уточнения в двух отношениях: для кого он свободен и от кого? Свободным такой рынок является для

государственных заказов. Примечательно, что по предварительным заказам фирм и государства реализуется, например, автомобилей до 60%, станков 100%. Ко второй половине ХХ

его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет (полная независимость) . Так, продавцы сами решают, что продавать, кому сбывать продукты и по какой

в. столетия рыночные связи существенно усложнились. Теперь на пути от производителя товара до потребителя выстроилась большая армия посредников. Они занимаются разными

цене. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. В силу этого на классическом рынке экономические связи только по горизонтали. Между контрагентами (лат.

видами торгового сервиса (обслуживания) населения, который для многих изделий охватывает длительный период после приобретения товара (наладка и ремонт бытовой техники,

Contrahens-договаривающийся) складываются партнерские отношения на основе хозяйственного договора, контракта (соглашения, устанавливающего права и обязательства для обеих

автомобилей и т.п.) . Например, в США насчитывается свыше 380 тысяч фирм оптовой торговли и 1500 тысяч фирм розничной торговли, которые приобретают товары для перепродажи

сторон на какой-то срок) . Рынок первого типа свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования. Ради истины нужно признать, что такая свобода

или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя. Все это привело к усилению общественного характера рыночных связей превратило регулируемый рынок в

имеет неприглядную сторону. Из-за своеволия субъектов рынка и несоблюдения ими “правил игры” этот тип рынка получил нелестные названия - “дикий” , “блошиный” ,

социальный институт. Примечательно, что лауреат Нобелевской премии Морис Алле (Франция) ввел понятие “экономика рынков” , подчеркнув, что в ней строго соблюдается

“нецивилизованный” . Второй тип рынка нелегальный – близок по характеру поведения его субъектов к первому типу. Но они существенно различаются между собой. Нелегальный

определенные правила. М. Алле пришел к выводу: “Это миф, будто экономика рынков может быть результатом игры экономических сил и политического попустительства… Реальность

рынок включает в себя его разновидность – теневую торговлю. Она ведётся с нарушением законов и правил

состоит в том, что экономика рынков неотделима от институциальных рамок, в которых она работает”.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи