производство, хозяйства, земельных, сельском, налоге

Вьетнам. Часть 3

Категория: Международная торговля

Во второй этап (1989) экономическая реформа во Вьетнаме вступила, когда контуры социально-организационных форм хозяйствования в основных чертах уже определились. В

торговыми партнерами. В января 1989г. был принят Закон о сельскохозяйственном налоге (новая редакция) , установивший общий порядок налогообложения всех типов хозяйств:

перечень основных хозяйственных укладов входили: социалистический уклад (государственный и кооперативный секторы) , мелкотоварный сектор - кустарное производство

кооперативов, госхозов, единоличников. Дополнительное налогообложение последних, если они обрабатывали земельный участок площадью, превышающей половину гектара, было

единоличного крестьянского хозяйства, мелкая частная торговля. Капиталистический уклад в двух своих основных разновидностях - частной и государственно-капиталистической.

отменено. Расчет налоговых ставок производился в зависимости от размера земельного участка и валовых сборов зерна, а для садоводов и производителей многолетних культур -

Натуральный уклад, сохранившийся в некоторых отдаленных труднодоступных районах. Курс государства на диверсификацию экономических отношений на селе был подтвержден и

от стоимости продукции. Уплата могла производиться в натуральной (рис) и, частично, в денежной форме. По существу, изменения в социально-экономической структуре

решением политбюро ЦК КПВ от 5 апреля 1988г., которым намечались пути дальнейшего углубления системы семейного подряда (по-прежнему - в границах сельскохозяйственных

вьетнамской деревни были логическим продолжением развития подряда на конечную продукцию в предыдущие годы. Считается, что именно углубление рыночных отношений по линии

кооперативов) . Сроки закрепления земельных участков за крестьянами были увеличены с 5 до 20-30 лет. Удлинение же сроков пользования землей должно было стимулировать

государство-крестьянство-общество принесло стране крупный экономический выигрыш. Действительно, уже в 1989 г., т.е. в течение одного года, проблема снабжения населения

крестьянство делать инвестиции в землю, дабы повысить ее плодородие, улучшить структуру почвы и т.п. Формально земля должна оставаться в собственности государства 50 лет.

рисом в СРВ была решена. При сохранении стабильных внутренних цен на рис его производство превысило уровень предыдущего года более чем на миллион тонн. Исходя из этого,

Но отныне крестьянин может передавать свой участок по наследству или сдать в аренду. Сельскохозяйственные кооперативы не должны были препятствовать крестьянину выкупать у

некоторые российские специалисты пришли к выводу об исключительно высокой эффективности реформы в сельском хозяйстве. Автор же склонен к более умеренной ее оценке: чисто

них в свое владение такие средства производства, как сельхозинвентарь, тягловый скот, постройки производственного назначения. Функции кооперативов сведены до организации

экономических рычагов для подъема производительности труда в производстве риса было явно недостаточно. Дело в том, что ы 1989г. произошло расширение посевных площадей под

обмена сельскохозяйственной продукции на промышленные товары. Иными словами, производственная кооперация на селе приобрела снабженческо-сбытовой характер. Тем не менее, в

рисовые посадки, с одной стороны, а с другой, - продолжалось перераспределение трудовых ресурсов путем организованного перевода из излишков в сельские местности. В

деревне усилился фактический раздел земли, принадлежащей кооператива. По сообщениям центральной печати, стала явной эксплуатация наемной рабочей силы, раньше она

11986г. производство риса на душу населения составило 247,3 кг, примерно столько же - в 1988г, в 1989г. -239,6кг, а за вычетом экспорта (1,4 млн т) 271,0 кг, что всего на

прикрывалась родственными связями, и возникла база для социальной дифференциации. Вызвав подъем производственной активности крестьян, руководство страны, однако, не

34 кг больше, чем в предшествующий период. Это означало прибавку к рисовому рациону каждого жителя в среднем на 2,8 кг в месяц, то есть не очень существенную, во всяком

смогло перестроить систему уравнительного распределения земли. В деревнях, особенно на Юге, возникли многочисленные земельные споры: крестьяне, апеллируя к закону, начали

случае, не такую, чтобы квалифицировать ситуацию как создание в стране необходимых резервов риса. Наш выход подтверждается данными о производстве этой зерновой культуры с

требовать землю для работы на подряде в соответствии со своими возможностями. В конце лета 1988г. ситуация вокруг земельных споров чрезвычайно накалилась. Для снятия

учетом роста численности населения: при абсолютном увеличении сборов риса рост населения (1989г-64,7,1990г--66,2,1991г-67,6млн. человек) , естественно, снизил потребление

напряженности 31 августа Политбюро ЦК КПВ приняло Директиву " О решении ряда насущных земельных проблем". В ней был признан ошибочным принцип уравнительного

риса с 290,4 кг в 1990г. до 287,3 кг в 1991г. Правда, есть данные о том, что в 1992г. производство продовольствия (видимо, в пересчете на рис) составило 24 млн. т, что

наделения землей, поспешность и насильственность методов кооперирования на Юге, медленное решение земельный споров, осуждались злоупотребления и произвол партийных

дает 342 кг на душу населения, притом, что на мировой рынок поставлено 2,4 млн. т. риса. Но еще неизвестно, противоречат ли эти цифры нашему выводу, поскольку неизвестно,

чиновников и управленцев. В то же время в наиболее важном разделе предлагаемые мероприятия сводились к "тщательному изучению обстановки",

какая часть из 342 кг продовольствия представлена рисовым зерном в натуре. Очевидно, что экономическая реформа дала односторонний эффект, открыла крестьянину возможность

"недопустимости поспешных действий", "дружескому и товарищескому обсуждению вопросов с народом". В ряде случаев допускалось административное

продавать излишки риса на свободном рынке. Отсюда возникла возможность закупок его для экспортных операций, перераспределения зерна по регионам через рынок. Однако

изъятие земель. В целом все-таки не было предложено конкретно экономического механизма передачи земли в руки крепких и трудолюбивых крестьян, хотя документ открывал

реформа не вызвала к жизни интенсивных факторов производства. Можно ожидать, конечно, что экономическая реформа в сельском хозяйстве со временем приведет к потребности

перспективу постепенного урегулирования производственных отношений в деревне, означал повышение внимания к индивидуальному хозяйству. Между крестьянством и государством

применения новой техники и технологии. Но это - в будущем. А до тех пор пока не исчерпаны резервы экстенсивного типа производства, развитие производства риса и других

начали складываться принципиально иные, нежели прежде, взаимоотношения: оба субъекта постепенно становились равноправными

продовольственных культур, видимо, будет происходить традиционными- экстенсивным путем.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи