страны, субсидий, кредитования, кредиты, помощь

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Часть 2

Категория: Международная торговля

1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КРЕДИТОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН. Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран,

постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - получателей помощи. Если первоначально

входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публикацию

предоставление льготных кредитов и субсидий увязывалось преимущественно с целями повышения нормы накопления и ускорения экономического роста, а социальные аспекты при

статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран. Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам. I. Официальное финансирование развития

этом игнорировались, то с середины 70-х годов стратегия резко меняется. При выделении льготных кредитов и субсидий в расчет принимается возможность удовлетворения так

(ОФР) . 1. Официальная помощь развитию (ОПР) , в том числе двухсторонняя и многосторонняя. 2. Прочее ОФР, в том числе двухстороннее и многостороннее. II. Экспортные

называемых основных нужд, т.е. потребность в пище, во де, жилище, медицинском обслуживании, образовании. Стратегическими целями определяется распределение ОПР по

кредиты. III. Частные кредиты и субсидии. 1. Международное банковское кредитование. 2. Эмиссия ценных бумаг. 3. Безвозмездные субсидии неправительственных организаций.

кредитованию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных

Итого приток ресурсов (I + II + II) . В начале 90-х годов 4/5 притока ресурсов приходились на официальное кредитование и финансирование и лишь 1/5 на частные источники.

объектов (транспорт, связь, энергетика) . Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство. Кроме того, при повышении цен на нефть

Официальное финансирование и кредитование примерно на 1/2 состояло из кредитов и на 1/2 из субсидий, которые предоставляются преимущественно по двухсторонним каналам.

многие развивающиеся страны были вынуждены принять дорогостоящие программы развития энергетики. Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования

Официальные двухсторонние потоки превышали многосторонние более чем вдвое. 2. ОФИЦИАЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НА ДВУХСТОРОННЕЙ ОСНОВЕ. В начале 90-х годов на ОФР на

в рамках ОПР, все же акцент смещается в сторону решения социальных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование, здравоохранение, другие социальные и

двухсторонней основе приходилось около 1/2 ссудного капитала и субсидий, поступивших в развивающиеся страны. ОФР включает два вида кредитования и субсидирования: ОПР и

управленческие нужды несколько превысили расходы, связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку

прочее ОФР. Основное различие между ними заключается в условиях предоставления ресурсов. Если условия кредита (срок, льготный период, уровень процента) соответствуют

основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей суммы) . Это

установленным нормам льготного кредитования, то он относится к ОПР, если нет, то к прочему ОФР. К ОПР причислены и все безвозвратные субсидии. Усредненные условия

соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке

кредитов в рамках ОПР таковы: срок кредита 25 - 30 лет, льготный период - около 10 лет, стоимость кредиты, относящиеся к прочему ОФР, жестче, но обычно более выгодны чем

капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного производства. Важная роль принадлежит продовольственной

кредиты, полученные развивающейся страной на мировом рынке ссудных капиталов. Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-до норами по линии ОФР. Во

помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны, где складывается взрывоопасная социально-политическая обстановка. В 50 - 60-е годы продовольственную

всех странах - крупных кредиторах - функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и строго

помощь получали в основном страны Южной Азии. Однако в настоящее время некоторые закупают продовольствие на обычных рыночных условиях. Продовольственная помощь ныне

контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко

оказывается преимущественно странам Африки. Впервые программа продовольственной помощи была провозглашена в 1954 г., когда в США был принят закон о развитии торговли

ограничивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получателя. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются. Большая часть ресурсов,

сельскохозяйственными излишками и помощи. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран, но и громадными излишками

выделенных в счет ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что не

зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в развивающихся странах в кредит с оплатой в

устраивает реципиентов. Последние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда

местной валюте. Эти средства переводились на эквивалентные счета, с которых выделялись кредиты и субсидии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу

оправдано, поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами. ОФР и тем более ОПР - особый

единственным донором программ продовольственной помощи. Однако по мере исчерпания сельскохозяйственных излишков и быстрого развития сельского хозяйства других западных

кредитно-финансовый механизм, применяемый в настоящее время только в отношении развивающихся стран. Системы льготных кредитов и безвозвратных субсидий использовались

странах, число государств-доноров превысило 25, и доля США снизилась примерно до 1/3 в начале 90-х годов. В первой половине 50-х годов практически вся помощь поступила из

также для кредитования и финансирования восстановления послевоенной Европы. Но тогда они имели ограниченные цели и сроки. В отношении развивающихся стран ОФР призвано

трех государств - США, Франции, Англии. В настоящее время ее потоки значительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развивающимся странам принимают

способствовать решению одной из глобальных проблем - ликвидации отсталости. Впервые стратегические цели ОПР были провозглашены в 1949 г. в речи тогдашнего президента США

участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до менее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за

Г. Трумэна (четвертый пункт его внешнеполитической программы) . В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления

собой роль одного из основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере кон центрируются на группе африканских стран, входящих в зону франка. Резко

льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы.

ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные связи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. Одновременно на авансцену в качестве

Однако

ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи