оратору, должны, внимание, выразительность, чувства

Риторический инструментарий деловой речи. Часть 2

Категория: Международная торговля

Очень вредят оратору искусственные, театральные жесты, которые выдают неискренность речи, оставляя осадок предубеждения и недоверия. Говорящий не должен специально

средствам выразительности относятся также и фразеологизмы — устойчивые сочетания слов с полным или частично переосмысленным значением, которые отражают национальную

придумывать жесты, но контролировать их он обязан. При этом следует руководствоваться следующими правилами. 1. Жесты должны быть естественными. Прибегайте к жесту только

специфику языка, его самобытность. Во фразеологии запечатлен богатый исторический опыт народа, в ней отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и

по мере ощущения потребности в нем. 2. Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании

культурой людей. Правильное и уместное использование фразеологизмов придает речи неповторимое своеобразие, особую выразительность, меткость и образность. Очень хорошим

жестом. 3. Управляйте жестами. Жест не должен отставать от подкрепляемого им слова. 4. Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же

пособием в этом может служить «Фразеологический словарь русского языка» (М.: Сов. энциклопедия, 1967). К фразеологизмам примыкают пословицы, поговорки, присловия,

жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность. 5. Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать

крылатые слова и афоризмы. Здесь большую помощь может оказать широко известный труд В. И. Даля «Пословицы русского народа» (М.: ИНН, 1994), а также другие сборники

характеру речи и аудитории. Эффект ПЕРВЫХ ФРАЗ закрепляет или корректирует первоначальное впечатление у людей. В первых фразах должна быть сосредоточена интересная

подобного рода. Другая группа средств выразительности речи — это СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА (фигуры речи). К ним принято относить: риторический вопрос (утверждение или

информация, с элементами оригинальности, сразу приковывающая к себе внимание. Эффект АРГУМЕНТАЦИИ. Речь должна быть обоснованной, убедительной, логичной, вызывающей

отрицание, облеченное в форму вопроса, которое в себе самом содержит ответ и предназначается для активизации внимания и привлечения интереса слушателей), повтор —

соразмышление и осмысление информации. Эффект ПОРЦИОННОГО ВЫБРОСА ИНФОРМАЦИИ является одним из действенных риторических приемов поддержания внимания аудитории. Этот

многократное повторение одного и того же слова или словосочетания с целью выделить или подчеркнуть наиболее существенные места высказывания. Разновидность повтора —

эффект основан на заранее продуманном распределении по всему пространству речи новых мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного. Таким образом,

анафора, т.е. повтор начальных слов, и эпифора, т.е. повтор заключительных слов, антитеза (оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются

выступающий активизирует внимание слушателей, выбрасывая через определенные временные интервалы порции «свежей» информации. Эффект ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ — это

противоположные понятия), инверсия (намеренное нарушение обычного порядка слов), градация (расположение слов, при котором каждое последующее превосходит предыдущее по

грамотное построение предложений, правильные словоударения, использование метафор, гипербол и т.п. Как утверждал Вольтер, прекрасная мысль теряет свою цену, если она

интенсивности), риторическое восклицание (особо эмоциональное утверждение или отрицание, цель которых привлечь внимание аудитории или побудить ее разделить мнение

дурно выражена. Эффект РЕЛАКСАЦИИ (РАССЛАБЛЕНИЯ). Тому, кто умеет вовремя пошутить, вставить остроумное замечание, повезет значительно больше, чем не умеющему это делать.

оратора). Итак, мы рассмотрели основной ораторский инструментарий, который может быть весьма полезен в разговоре деловых людей. В заключение дадим наиболее ОБЩИЕ СОВЕТЫ

Юмор создает естественную паузу для отдыха людей, сближает и настраивает на благожелательный лад. Но, прибегая к шутке, не следует забывать того, что в свое время сказал

ПО ОРАТОРСКОМУ ИСКУССТВУ, которые являются кратким обобщением всего ранее изложенного. 1. Выступайте только тогда, когда вам есть что сказать и когда вы уверены в

Д. И. Писарев: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью, тогда начинается умственное распутство» . Главным

важности или полезности вашей речи. 2. Не начинайте свою речь сразу, как только вам дали слово. Немного подождите. Дайте слушателям на вас посмотреть секунд 15-20. Затем

понятием риторики является оратор (от латинского «огаге» — говорить). Люди, к которым обращены его слова, составляют аудиторию (по латыни «audire» — слышать). Оратор и

посмотрите на аудиторию, улыбнитесь и скажите «здравствуйте». 3. Если вы решили прочесть свою речь, делайте это так, словно вы говорите с собеседником. Если вы говорите

аудитория в процессе публичного выступления взаимодействуют друг с другом. Когда оратор говорит перед аудиторией, им, как правило, движут два желания: поделиться своей

«без бумажки», все равно время от времени зачитывайте короткие справки и цифры, пусть даже вы их помните. Это снимет сомнения слушателей в достоверности вашей информации.

мыслью и передать чувства, им испытываемые. Сочетание мысли и чувства, рационального и эмоционального элементов речи составляют суть ораторского искусства. Противоречия

4. Речь должна быть ограничена предметом обсуждения и опираться на строго проверенные и отобранные факты. 5. Не останавливайте взгляд на отдельных лицах. Помните, что

здесь нет. Оба этих элемента в ораторской речи правомерны. Дело в том, что человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, им соответствуют две

долгий пристальный взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание слушающих и вызывает их расположение.

разновидности познания — наука и искусство, и они взаимно дополняют здесь друг друга. В этой связи ораторская речь представляет собой своеобразный вид

6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь способна передать огромную массу оттенков мысли. 7. Используйте весь запас слов своего лексикона. Старайтесь исключить из

эмоционально-интеллектуального творчества, воплощаемого посредством живого слова: она одновременно воздействует и на сознание, и на чувства человека. Мастерство

своей речи канцеляризмы и вульгаризмы. Избегайте также книжного стиля. 8. Возбуждайте внимание слушателей. Ожидание вызывает интерес и эмоции сильнее, чем что-то

публичного выступления и состоит в том, чтобы умело использовать обе формы человеческого мышления . Все вышесказанное позволяет заключить, что ораторская речь сочетает в

неожиданное. В начале речи намекните, что главное будет впереди и несколько раз напомните об этом. Надо с первых же слов посадить слушателя на «крючок» интереса, на

себе воздействие не только на разум слушателей, но и на их чувства, поэтому эмоциональность — совершенно естественное и вместе с тем необходимое качество публичной речи,

ожидание «сюрприза». 9. Научитесь держать паузу. Это поможет сосредоточить внимание на важных мыслях, подчеркнуть неожиданность выводов, обобщить изложенное. 10.

которое помогает воспринять и усвоить ее содержание. Эмоциональным выступление бывает обычно тогда, когда оратор испытывает чувства, которые созвучны его аудитории.

Соединяйте слово с жестом. Часто выразительный жест понятен без слов. Жесты должны быть скупыми, точными и выразительными. Мимика должна быть умеренной и

Существуют особые языковые средства, относимые к понятию «образность речи», при помощи которых оратор оказывает эмоциональное воздействие на слушателей. Такие средства

доброжелательной. И. Меняйте темп речи. Это придает ей выразительность. Смена темпа речи меняет и скорость восприятия, не давая слушателю отвлечься. Меняйте также и тон

подробно освещены в многочисленных книгах и статьях, поэтому ограничимся лишь кратким их перечислением. Важнейшими ЛЕКСИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ выразительности речи (тропами)

голоса — он должен то повышаться, то понижаться. Внезапное повышение или понижение тона голоса выделяют слово или фразу на общем фоне. 12. Говорите громко, внятно,

являются: гипербола (образное преувеличение), олицетворение (одушевление неодушевленного), эпитет (образное определение), сравнение (сопоставление двух предметов или

отчетливо, выразительно, но не повышайте голоса без особой необходимости. 13. Стремитесь избегать менторского тона, поучительно-назидательных ноток в голосе. 14. Имейте в

явлений с целью более яркой характеристики одного из них через свойства другого), метафора (перенос на один предмет свойства другого предмета, сближение двух явлений по

запасе юмористические истории, шутки, байки и анекдоты, которые в трудных случаях могут вас выручить. 15. Всегда старайтесь начать выступление с чего-то необычного, а

сходству или контрасту), метонимия (замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий), синекдоха (употребление названия большего в значении

конец его сделать ярким и насыщенным, поскольку лучше всего запоминается то, что находится с краю, т.е. начало и конец выступления. Если все же главные тезисы по логике

меньшего, целого в значении части и наоборот). К лексическим

изложения попадают на середину, то следует в конце выступления резюмировать их.

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи