государства, состояние, которой, равновесия, частиц

Международные отношения в истории социально-политической мысли. Часть 1

Категория: Международная торговля

Одним из первых письменных источников, содержащих глубокий анализ отношений между суверенными политическими единицами, стала написанная более двух тысяч лет назад

нем скрыто непреходящее желание власти. Поскольку же люди от природы не равны в своих способностях, постольку их соперничество, взаимное недоверие, стремление к обладанию

Фуки-дидом (471-401 до н.э.) "История Пелопонесской войны в восьми книгах". Многие положения и выводы древнегреческого историка не утратили своего значения до

материальными благами, престижем или славой ведут к постоянной "войне всех против всех и каждого против каждого", которая представляет собой естественное

наших дней", подтвердив тем самъш его слова о том, что составленный им труд - "не столько предмет состязания для временных слушателей, сколько достояние на

состояние человеческих взаимоотношений. Для того, чтобы избежать взаимного истребления в этой войне, люди приходят к необходимости заключения общественного договора,

веки". Задавшись вопросом о причинах многолетней и изнурительной войны между афинянами и лакедемонянами, историк обращает внимание на то, что это были наиболее

результатом которого становится государство-Левиафан. Это происходит путем добровольной передачи людьми государству своих прав и свобод в обмен на гарантии общественного

могущественные и процветающие народы, каждый из которых главенствовал над своими союзниками. При этом он подчеркивал, что "...со времени мидийских войн и до

порядка, мира и безопасности. Однако, если отношения между отдельными людьми вводятся, таким образом, в русло, пусть искусственного и относительного, но все же

последней они не переставали то мириться, то воевать между собою или с отпадавшими союзниками, причем совершенствовались в военном деле, изощрялись среди опасностей и

гражданского состояния, то отношения между государствами продолжают пребывать в естественном состоянии. Будучи независимыми, государства не связаны никакими

становились искуснее". Поскольку оба могущественных государства превратились в своего рода империи, постольку усиление одного из них как бы обрекало их на

ограничениями. Каждому из них принадлежит то, что оно в состоянии захватить, и до тех пор, пока оно способно удерживать захваченное. Единственным

продолжение этого пути, подталкивая к стремлению подчинить себе все свое окружение, с тем, чтобы поддержать свой престиж и влияние. В свою очередь, другая

"регулятором" межгосударственных отношений является, таким образом, сила, а сами участники этих отношений находятся в положении гладиаторов, держащих наготове

"империя", так же как и менее крупные города-государства, испытывая растущие страх и беспокойство перед таким усилением, принимает меры к укреплению своей

оружие и настороженно следящих за поведением друг друга. Разновидностью этой парадигмы является и теория политического равновесия, которой придерживались, например,

обороны, втягиваясь тем самым в конфликтный цикл, который в конечном итоге неизбежно выливается в войну. Вот почему фукидид с самого начала отделяет причины Пелопонесской

голландский мыслитель Барух Спиноза (1632-1677), английский философ Дэвид Юм (1711-1776), а также уже упоминавшийся выше швейцарский юрист Эмерикде Ваттель. Так, взгляд

войны от многообразных поводов к ней: "Причина самая действительная, хотя на словах наиболее сокрытая, состоит по моему мнению, в том, что афиняне своим усилением

де Ваттеля на существо межгосударственных отношений не столь мрачен, как взгляд Гоббса. Мир изменился, считает он, и, по крайней мере, "Европа представляет собой

внушали страх лакедемонянам и тем привели их к войне". Фукидид говорит не только о господстве силы в отношениях между суверенными политическими единицами. В его

политическую систему, некоторое целое, в котором все связано с отношениями и различными интересами наций, живущих в этой части света. Она не является, как некогда была,

работе можно найти упоминание и об интересах государства, а также о приоритетности этих интересов над интересами отдельной личност. Тем самым он стал, в известном смысле,

беспорядочным нагромождением отдельных частиц, каждая из которых считала себя мало заинтересованной в судьбе других и редко заботилась о том, что не касалось ее

родоначальником одного из наиболее влиятельных направлений в более поздних представлениях и в современной науке о международных отношениях. В дальнейшем это направление,

непосредственно". Постоянное внимание суверенов ко всему, что происходит в Европе, постоянное пребывание посольств, постоянные переговоры способствуют формированию

получившее название классического или традиционного, было представлено во взглядах Ни-колло Макиавелли (1469-1527), Томаса Гоббса (1588-1679), Эме-рика де Ваттеля

у независимых европейских государств, наряду с национальными, еще и общих интересов - интересов поддержания в ней порядка и свободы. "Именно это, - подчеркивает де

(1714-1767) и других мыслителей, приобретя наиболее законченную форму в работе немецкого генерала Карла фон Клаузевица (1780-1831). Так, Т. Гоббс исходит из того, что

Ваттель, - породило знаменитую идею политического равновесия, равновесия власти. Под этим понимают такой порядок вещей, при котором ни одна держава не в состоянии

человек по своей природе - существо эгоистическое. В

абсолютно преобладать над другими и устанавливать для них законы".

Читать далее »

« Назад

Ссылки на статьи